Ответы к странице учебника 80

264.

При выполнении задания 264 учащиеся на примере глобуса Земли имеют возможность повторить то, что им известно о линиях на глобусе (на поверхности шара), которые называются меридианами и параллелями, а также получить первые представления о сечении шара плоскостью. При этом важно знать, что все меридианы – это окружности одного и того же радиуса, совпадающего с радиусом шара, а параллели – это окружности разных радиусов, которые измеряются в пределах от 0 до радиуса шара. Если параллель имеет радиус, равный радиусу шара, то эта параллель называется экватором. В сечении шара плоскостью, проходящей через центр, получается круг.

265.

В задании 265 описан путь по глобусу, который возможен только в том случае, когда движение начинается из точки, называемой полюсом. Таких точек на глобусе две: Северный и Южный полюс. Траектория описанного в этом задании перемещения по глобусу напоминает треугольник, только стороны этого «треугольника» будут образованы не отрезками, а дугами. 

266.

Задание 266 является логическим продолжением предыдущего задания. Если перенести путешествие белого медведя с поверхности земли на глобус, то мы столкнемся с ситуацией, описанной в задании 265 (передвижение строго на юг и строго на север можно осуществить только по меридианам, а строго на восток – только по параллелям). Так как белый медведь оказался в той же точке, из которой он начал свой путь, то этой точкой является Северный полюс. Южный полюс не подходит, так как первый этап движения был осуществлен в направлении на юг, а из Южного полюса на юг двигаться нельзя.

Примечание. Задачу можно усложнить, заменив вопрос задачи другим: «Какого цвета был медведь?» На первый взгляд с таким вопросом задача превращается в неуместную шутку, и никакого решения иметь не может. Если провести рассуждения, как и при решении задания 266, то мы получим, что медведь первоначально находился на Северном полюсе, и это означает, что он белого цвета, т. е. цвет медведя мы смогли вычислить.

267. 

При выполнении задания 267 учащиеся еще раз смогут обратить внимание на тот факт, что круг – это плоская фигура, а шар – это объемная фигура. Кроме этого, они узнают о том, какой отрезок называется радиусом шара.