Страница 97

210. Подберите и вставьте в каждое предложение слово, которое являлось бы обобщающим по значению для стоящих после него однородных членов. Запишите составленные предложения, поставьте двоеточие.

1. В нашем лесу растут разные деревья: ель, сосна, осина, дуб, береза, клен.
2. В реке мы ловили и мелкую и крупную рыбу: окуней, плотву, ершей, щук.
3. Весной к нам вернулись перелётные птицы: скворцы, дрозды, дикие утки.
4. Летом на лугах распускаются цветы: ромашки, васильки, колокольчики. 

211. Найдите обобщающие слова. Спишите предложения, ставя двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.

1. В тайге водятся хищные животные: волки, лисы, медведи.
2. Спортсмены ведут тренировки во все времена года: зимой, летом, весной и осенью.
3. Пятиклассник без ошибок написал названия дней недели: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
4. На полке лежали инструменты: молоток, долото, пила, клещи.

212. Диктант. Подчеркните однородные члены и запятую между ними, объясните написание глаголов на -тся и -ться.

С середины лета до поздней осени в лесах стоит грибная пора. В берёзовых рощах , сосновых борах , под раскидистыми лапами елей растёт белый гриб. На стройных ножках стоят подберёзовики. Издали видны красные шляпки подосиновиков. В любом лесу могут встретиться сыроежки с красными , жёлтыми , белыми шляпками. Большими семьями селятся около пней опёнки. Рыжики растут на полянках между молодыми соснами и елями , забираются под сухие опавшие листья. Надо нагнуться и поискать их в сухой траве.