Стр 74

153. Прочитайте предложение как повествовательные, затем как вопросительные. Произнесите их как восклицательные.

1. К нам дядя приехал. К нам Дядя приехал? К нам дядя приехал!
2. Это подарки. Это подарки! Это подарки?
3. Все были рады. Все были рады? Все были рады!

154. Произнесите восклицательное предложение Что это за сочинение! вначале с одобрением, затем с неодобрением. Обратите внимание, что в последнем случае голос понижается.

Что это за сочинение!

155. Установите границы предложений, затем спишите, ставя знаки завершения: точка, вопросительный или восклицательный знак. Прочитайте записанный текст в соответствии с поставленными знаками препинания.

Между стволов (ствол) сосен промелькнула белка. Куда она скрылась? Где её домик? Кругом стоит тишина (тихо). Хорошо (хороший) осенью в лесу (лес)! А сколько грибов (гриб)! Но что это? Паучок уцепился (цепкий) за хрустальную паутинку и летит (полет). Куда он летит? Где остановится? Счастливого тебе путешествия паучок!

2Морфемный разбор:

(дом)/ик\[]        дом - корень, ик - суффикс, окончание нулевое, домик основа.

3Морфологический разбор:

Хрустальную - прилагательное, н. ф. - хрустальный, в в. п., ед.ч., жен. р.

156. Сравните данные ниже темы сочинений. Какие из них требуют выразить личное отношение к тому, о чём пишешь? Выпишите их, отметьте слово, которое подчеркивает основную мысль сочинение. Охарактеризуйте записанные предложения по цели высказывания.

                                 ^
Здравствуй, родная школа! Предложение восклицательное.
           ^
Утренник в нашей школе. Предложение повествовательное.
       ^
Почему мне интересно на уроке математики? Предложение вопросительное.

157. Сочинение. Тема на выбор: "Памятный день", "Весёлое происшествие", "Интересная встреча" и т.д. Прежде чем писать, определите, какую задачу вы перед собой ставите: поделиться своими чувствами, мыслями; сообщить об определенных фактах, нарисовать словами какую-то картину. Затем подумайте, о чём и как вы напишете, чтобы раскрыть основную мысль. Озаглавьте свое сочинение. Работая над сочинением, не забудьте обратиться к памятке на с. 170.

Поучительное происшествие на Арбате 

   Этот случай произошел в июле, когда стояла сильная жара. Мы с ребятами отправились гулять по Арбату, решили зайти заодно в кафе - побаловаться мороженым. Там-то всё и случилось.
   Мы купили рожки со сливочным мороженым и пошли гулять по старому Арбату: смотрели картины уличных художников, поделки и сувениры, которые в изобилии здесь продаются. Затем услышали музыку - это пели уличные музыканты. Мы стояли и слушали, а затем я решил положить немного мелочи в коробку, что стояла перед артистами. Но я забыл про мороженое, которое держал в руке, и когда я наклонился, чтобы положить несколько рублей, шарик мороженого выскользнул из рожка и прямёхонько упал в эту самую коробку.
   Стало до того стыдно, что я развернулся и убежал. Теперь я буду гораздо аккуратнее с мороженым на улице! Вот такой вроде бы и не очень важное мелочи я научился благодаря этому случаю.

Второй вариант сочинения:

Сашина смекалка

   Однажды мы с моим другом Сашей играли в прятки. Во время игры я находил его быстро, а он меня искал долго. И вот когда мы уже вдоволь наигрались и хотели заканчивать игру, Саша вдруг предложил: «А давай, если я спрячусь сейчас так, что ты меня будешь долго искать, то я выиграю». Я согласился.
    Саша спрятался надёжно. Он залез под кровать и засыпал себя игрушками. А под кроватью, поверьте, их хватает!
   Я пошел искать и посмотрел везде, но Сашу не нашел. Я даже два раза заглядывал под ту самую кровать. Минут через пятнадцать к поискам подключились мама с папой. Мы заново обыскали квартиру и даже выглядывали за дверь. Все тщетно! И только когда из под кровати послышался хохот, мы нашли Сашу!