Страница 147 Повторение

Контрольные вопросы и задания.

1. Укажите различия в образовании гласных и согласных звуков; звонких - глухих согласных.

Гласные звуки состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно. В каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, небо, зубы, губы. Струя воздуха преодолевает препятствия, и от этого получается шум. Глухие согласные звуки целиком состоят из шума. В образовании звонких согласных участвует голос - они состоят из шума и голоса.

2. В чем особенность сонорных звуков?

В сонорных звуках голос преобладает над шумом.

3. Для чего нужно знать алфавит?

В алфавитном порядке располагаются не только слова в словарях и энциклопедиях, но и фамилии авторов в библиотечной картотеке, названия кинотеатров города в афише, фамилии жителей в телефонном справочнике и т.д. и тот, кто хорошо знает алфавит, легко и быстро может найти то, что ему нужно.

4. Приведите примеры чередований ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

Чередование ударных и безударных гласных: водный (о под ударением) - вода (о в безударной позиции, звучит похоже с а), реки (мн.ч., е под ударением) - река (е в безударном положении).
Чередование звонких и глухих: морозец (з звонкий) - мороз (з оглушается в конце слова и слышен как с), провода (д звонкий) - провод (д оглушается и переходит в глухой т), зубы (звонкий б) - зуб (глухой п).
Чередование мягких и глухих: стол - столик (л твердый в первом слове и мягкий во втором), вода (д твердый) - водичка (д мягкий), стена (н твердый) - на стене (н мягкий).

5. Какие орфограммы встретились вам в этом разделе?

Правописание безударных, гласных.
Правописание парных согласных.
Постановка мягкого знака для обозначения мягкости согласных.
Правописание ч, щ в сочетании другими согласными буквами (мягкий знак для обозначения мягкости не пишется).
Случаи, когда мягкий знак между согласными для обозначения мягкости не пишется. О правописании таких слов надо справляться в орфографическом словаре. Мостик (без ь), гвозди (без ь), пончик (без ь).

321. Запишите текст как диалог, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Назовите выделенные буквы и укажите, какие звуки обозначены ими. А какие еще звуки они могут обозначать? Придумайте заголовок, который передавал бы смысл шутки.

                   Ручка виновата
Учительница отдаёт Петрову домашнее сочинение и говорит:
— Петров мне показалось, что это почерк твоей сестры.
— Возможно. Я писал работу её ручкой.

Морфологический разбор слова писал:

Писал - глаг., н.ф. - писать, перех., невозвр., 1 спр., в прош. вр., в ед.ч., м.р.

322. Диктант. Подчеркните существительные с непроверяемыми безударными гласными. Составьте восклицательные предложения со словами, помещенными в рамке.

Обыкновенные съедобные ягоды необычных размеров; душистая клубника с удивительном ароматом; диковинные плоды садовой малины; хочется полакомиться сочными свежими ягодами; ароматные листья чёрной смородины; красота даров природы. Алеет внизу, румянится, краснеет справа, желтеет слева, белеет, чернеет.

Какой душистый цветок стоит у нас в вазе! Какой ароматный джем сварила мама!

Разбор по составу слов садовой, ароматные:

(сад)/ов\[ой]    сад - корень, ов - суффикс, ой - окончание, садов - основа
(аромат)/н\[ые]   аромат - корень, н - суффикс, ые - окончание, ароматн - основа