Страница 75

158. Подготовьте устный отзыв о сочинении товарища (памятка на с. 170).

Отзыв о сочинении

   Тема сочинения раскрыта полностью. Автор писал только  по теме, в сочинение нет ничего лишнего. Нужно было немного больше уделить внимание месту, где произошел случай. Основная мысль сочинения - рассказать о случае, который произошел на каникулах. Мысль также раскрыта. Больше всего понравилось название сочинения, так как она отражает всю его суть. Автор использует различные разговорные слова, чтобы показать настроение и характер главных героев.

§ 31. Члены предложения

159. Выделите в каждом предложении его грамматическую основу. Назовите второстепенные члены предложения. Сколько слов и сколько членов предложения в каждом предложении? Почему в некоторых примерах слов больше, чем членов предложении? Спишите и подчеркните орфограммы "Безударные проверяемые гласные в корне слова".

Поднялась за рекой большая тёмная туча. (второст. ч.: рекой, большая, темная; слов - 6, членов предложения - 5). 
Пронесся по лесным макушкам сильный вихрь. (второст. ч.: лесным, макушкам, сильный; слов - 6, члены предложения - 5). 
Упали первые тяжелые капли. (второст. ч.: первые, тяжелые; слов - 4, членов предложения - 4).
Вскоре хлынул теплый проливной дождь. (вторст. ч.: вскоре, теплый, проливной; слов - 5, члены предложения - 5).  ( И. Соколов-Микитов)

В некоторых примерах слов больше, чем членов предложения, так как предлоги не являются членами предложения.

Безударные проверяемые гласные в корне слова: рекой (речка), лесным (лес), тяжёлые (тяжесть), проливной (ливень).

§ 32. Главные члены предложения. Подлежащее

160. Прочитайте, делая необходимые паузы внутри предложений и между предложениями. Найдите в каждом предложении его грамматическую основу. Какой частью речи выражено подлежащее и в каком падеже стоит эта часть речи?

Листья ? падают с кленов. ?? О чём говорится в предложении? О листьях. Основа предложения - падают листья. Падают (что?) листья. Листья (что делают?) падают. Подлежащее листья выражено именем именем существительным в именительном падеже.
Люди ? в парке ходят по золотому ковру.?? О чём говорится в предложении? О людях. Основа предложения - люди ходят. Ходят (кто?) люди. Люди (что делают?) ходят. Подлежащее люди выражено именем существительным в именительном падеже.
Ребятишки ? собирают красивые огненные листья в букеты.?? О чём говорится в предложении? О ребятишках. Основа предложения - ребятишки собирают. Собирают (кто?) ребятишки. Ребятишки (что делают?) собирают. Подлежащее ребятишки выражено именем существительным в именительном падеже.
Я ? прислушиваюсь.?? О чём говорится в предложении? Обо мне. Основа предложение - я прислушиваюсь. Прислушиваюсь (кто?) я. Я (что делаю?) прислушиваюсь. Подлежащее я выражено именем существительным мнительным падеже.
Листья ? падают не беззвучно.?? О чём говорится в предложении? О листьях. Основа предложения - падают листья. Падают (что?) листья. Листья (что делают?) падают. Подлежащее листья выражено именем существительным в именительном падеже.
Я ? слышу музыку листопада.?? О чём говорится в предложении? Обо мне. Основа предложения - я слышу. Слышу (кто?). Я (что делаю?) слышу. Подлежащее я выражено именем существительным в именительном падеже.
Вот девочка ? подняла голову.?? О чём говориться в предложении? О девочке. Основа предложения - девочка подняла. Подняла (кто?) девочка. Девочка (что делала?) подняла. Подлежащее девочка выражено именем существительным в именительном падеже.
Она ? также слушает золотой хоровод.?? О чём говорится в предложении? О ней. Основа предложения - она слушает. Слушает (кто?) она. Она (что делает?) слушает. Подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже. ( В. Песков )

Морфемный разбор слова "слышу":

(слыш)[у]    слыш - корень, у - окончание, слыш - основа.