Страница 126

274. Какая мысль рассказывается в тексте А.Кондратова? Спишите, поставьте пропущенные знаки препинания. Найдите два предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Может ли ребёнок научиться говорить без помощи людей? Науке известны случаи, когда дети были вскормлены и воспитаны дикими животными: волками, леопардами, обезьянами, медведями и даже... овцой. И «говорили» эти люди-звери не на каком-либо человеческом языке, а по-звериному. Их горло издавало сигнальные крики тех животных, которые воспитали их: волчий вой, обезьяний визг. С огромным трудом удавалось потом научить их говорить по-человечески.

Мысль: только человек может научить ребёнка говорить на человеческом языке.

§ 53. Изменение звуков в потоке речи

275. Объясните правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования согласных и согласных.

Трава? — тра?вы; го?род — города?; пя?тый — пята?к; косьба? — ко?сит.

Трава? — тра?вы.
В слове трава первый гласный звук находится в слабой позиции. Находим такое однокоренное слово, чтобы первый гласный звук находился в сильной позиции, т. е. под ударением. Это слово травы.

Го?род — города?.
В слове города первый гласный звук находится в слабой позиции. Находим такое однокоренное слово, чтобы первый гласный звук находился в сильной позиции, т. е. под ударением. Это слово город.

Пя?тый — пята?к.
В слове пятак первый гласный звук находится в слабой позиции. Находим такое однокоренное слово, чтобы первый гласный звук находился в сильной позиции, т. е. под ударением. Это слово пятый.

Косьба? — ко?сит.
В слове косьба первый гласный звук находится в слабой позиции. Находим такое однокоренное слово, чтобы первый гласный звук находился в сильной позиции, т. е. под ударением. Это слово косит.

276. Прочитайте текст, следя за правильным произношением выделенных слов ( в этих словах произносится [ш], а не [ч']). Озаглавьте текст. Спишите его, выделяя корни в словах с пропущенными буквами и подчеркивая безударные гласные.

                        Хитрые кукушки
О том, что кукушки подбрасывают своих будущих детей в гнёзда других птиц, знают, наверное, все. Но, конечно, лишь немногим у(дав)алось наблюдать, как это происходит... Перед тем как положить своё яйцо, кукушка обычно проглатывает чужое, чтобы вернувшаяся хозяйка (гнезд)а не у(лов)ила своим чувствительным брюшком разницы в их количестве. Яйцо-подкидыш чуть больше по размеру, а по окраске чаще всего мало от(лич)ается от тех, что отложила приёмная мать.