Страница 110

238. В каких предложениях, данных под одним номером, союз и соединяет однородные члены, а в каких - простые предложения в составе сложного? Когда ставится запятая?

1. В небе появилась и засверкала первая вечерняя звёздочка. (соединяет однородные члены). В небе ярко сверкнула первая звездочка, и в окнах домов замелькали огоньки. (соединяет простые предложения в составе сложного, ставится запятая перед и).
2. Первый луч солнца выглянул из-за тучи и заиграл на макушке высокой сосны. (соединяет однородные члены). Первый луч солнца выглянул из-за тучи, и макушка сосны заискрилась розовым цветом. (соединяет простые предложения в составе сложного, ставится запятая перед союзом и).

Запятая ставится перед союзом "и", когда он соединяет простые предложения в составе сложного.

239. Прочитайте. Допишите предложения так, чтобы получился текст. Вставьте пропущенные запятые. В записанных сложных предложениях знаком ? укажите границы простых предложений.

? Учитель объявил ?, что наш класс пойдет в поход ?. Мне поручили взять котелок ?, а моему товарищу палатку ?. Я опасался ?, что в день экскурсии будет плохая погода ?, но напрасно. ? Утром я увидел ?, что солнце светило ярко ?. За мной зашли товарищи ?, и мы пошли в школу ?. Учитель ожидал ?, когда  соберутся все ребята ?. Но вот все в сборе ?, и мы с песнями отправились в поход ?.

240. Придумайте продолжение предложений и запишите получившиеся у вас предложения целиком. Не забудьте про запятые в сложных предложениях. Поставьте знак разделения ? простых предложений в составе сложного. Слова-связки заключите в овал.

Где-то за лесом всходит солнце ?, (но) густые облака не дают пробиться его лучам.
Через некоторое время смолк шум деревьев ?, (и) наступила тишина.
Путешественники достигли вершины ?, (откуда) лес был виден  с высоты птичьего полёта.
Я долго ждал ?, (что) друг выполнит своё обещание.
Наш класс отправился на экскурсию ?, (чтобы) мы могли поближе познакомиться с родным городом.
На моего друга можно положиться?, (так как) он очень ответственный.