Страница 109

235. Выпишите, расставляя пропущенные знаки препинания, сначала сложные предложения, где союз а соединяет простые предложения в составе сложного, а затем простые предложения, где союз а соединяет однородные члены. Подчеркните грамматические основы и однородные члены, соединенные союзом а. Союз заключите в овал. Постройте схемы сложного предложения.

3. Лето собирает, (а) зима поедает.   [1) ___ ===], а [ 2)___ ===]. 5. Летом ласточка день начинает, (а) соловей кончает. [1) ___ ===], а [2) ___ ===].

1. Рыба видит приманку, (а) не крючок. 2. Книга в счастье украшает, (а) в несчастье утешает.  4. Счастье в воздухе не вьётся, (а) руками достаётся

5Пунктуационный разбор предложения:

Рыба видит приманку, а не крючок.
В конце предложения ставится знак завершения - точка, так как предложение повествовательное, невосклицательное. Между однородными дополнениями приманку, не крючок ставить разделительная запятая, так как они соединены союзом а.

236. Перед вами два простых предложения: Андрей вошел в класс. Урок уже начался. Попробуйте устно соединить эти простые предложения в одно целое - сложное предложение. Используйте разные союзы, подходящие по смыслу. Объясните, как влияет выбранный вами союз нам смысл всего предложения.

Андрей вошел в класс, урок уже начался. Урок уже начался, и Андрей вошел в класс. Когда урок уже начался, Андрей вошел в класс. Урок уже начался, как вдруг Андрей вошел в класс. Когда Андрей вошел в класс, урок уже начался.

237. Составьте сложные предложения, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, когда, чтобы.

1. Утром шел дождь, и трава еще была мокрая. Утром шел дождь, но уже через час трава была сухая.
2. Солнце светило ярко, но Наташа на прогулку не пошла. Солнце светило ярко, когда Наташа пошла на прогулку. Солнце светило ярко, и Наташа пошла на прогулку.
3. Солнце зашло за горы, но мы не спешили домой. Солнце зашло за горы, когда Мы приближались к деревне. Солнце зашло за горы, и мы прибавили шагу.