Страница 63

130. Составьте словосочетания. Отметьте в них крестиком главные слова. Какое правило вы использовали, вставляя пропущенные буквы?

ЗдороваютсяХ утром, здороваютсяХ со взрослыми, даритьХ цветы, даритьХ другу, благодаритьХ помощника, благодаритьХ за помощь, извинятьсяХ за проступок, извинитьсяХ перед учителем, радостно поздравитьХ, поздравитьХ друга, похвалитьХ ребенка, похвалитьХ за пятерку, радостное восхищениеХ, восхищениеХ умом, оцениватьХ работу, высоко оцениватьХ,  прощаниеХ с учителями,  прощаниеХ на год.

131. Из данных ниже слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.

              что?                      что?                      что? 
          х l-----------v              х l-----------v             х l-----------v
1. Записать букву, приписать букву, произнести звук,
              что?                   что?
          х l-----------v          х l-----------v
прочитать букву, услышать звук.
           какая?                какой?                  какой?
         v----------l х            v----------l х                v----------l х
2. Большая буква, высокий звук, дребезжащий звук,
         какая?                    какой?              какой ?
        v----------l х                 v----------l х        v----------l х
заглавная буква, мелодичный звук, низкий звук,
       какой?                   какая?                какая?
      v----------l х              v----------l х                v----------l х
приятный звук, прописная буква, рукописная буква,
       какая?                   какая?
      v----------l х               v----------l х
печатная буква, строчная буква.

132. Выпишите вначале словосочетания, а затем слова. Обозначьте в словосочетаниях главное слово. Укажите четыре разные части речи.

Словосочетания: началоХ урока, читаетХ книгу, интересная книгаХ, стремитьсяХ к знаниям, компьютерный  классХ, беседоватьХ с товарищем, посетитьХ музей, изредка посещатьХ.

Слова: урок, на уроке, читал, беседа, посещение, в музее, музейный.
Существительное: начало, урока, книга, знания, класс, товарищи, музей, беседа, посещение.
Прилагательные: интересное, компьютерный, музейный.
Глаголы: читаем, стремиться, беседовать, посетить, посещать, читал.
Наречия: изредка.

Выполнить морфемный разбор слова:

(интерес)/н\[ая]              (интерес) корень, /н\ - суффикс, [ая] - окончание, интересн - основа.