Страница 96

207. Раскройте скобки, закончите предложения, вставляя нужный по смыслу cоюз (и, а, но) и расставляя пропущенные запятые. Какие члены предложения являются однородными? Подчеркните их.

1. Этот путь короткий, но очень трудный. 2. Потоки воды размывают края оврага и  роют ямы на его дне. 3. Дождь прошёл, а землю не напоил. 4. Ветер загудел, затрещал и сорвал крышу с сарая. 5. Осенью солнце не греет, но блестит ярче летнего. 6. Дети ходили в лес за грибами и за ягодами.

208. Из каждой пары предложений составьте одно с однородными членами. Не повторяйте одинаковых слов в составленных предложениях. Используйте подходящие по смыслу союзы, не забудьте о запятых. Подчеркните грамматические основы предложений.

1. Древние египтяне делали лодки из тростника — папируса, плавали по Нилу и даже по морям.
2. На деревянных лодках нёкогда путешествовали по Руси и  двигались по рекам и озёрам.
5. Жители островов Океании тоже делали деревянные лодки, выдалбливали их из целого ствола дерева.
4. Люди построили теплоходы и катера, но по-прежнему применяют лодки.
5. В настоящее время гондолы используют в Венеции, на них плавают по улицам-каналам этого города.

209. Каждой группе слов подберите одно с общим для них значением, затем запишите слова по образцу. В конце предложения можно ввести еще однородные члены, продолжив перечисление. Прочитайте свою запись. Слово с общим значением следует прочесть с предупредительной интонацией, т. е. с повышением тона.

                 ^
1. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, имя числительное.
                     ^
2. Знаки препинания: запятая, точка, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, точка с запятой, тире, скобки.
                                    ^
3. Значимые части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.
                        ^
4. Члены предложения: определение, дополнение, обстоятельство, подлежащее, сказуемое.