Страница 64

133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово; укажите, какой частью речи оно является. Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.

СлышитсяХ (глаг.) издалека, торжественный маршХ (сущ.), праздничный салютХ (сущ.), рапортХ (сущ.) дежурного, приветствоватьХ (глаг.) гостей, обращатьсяХ (глаг.) к героям, серьезно готовитьсяХ (глаг.), помощьХ (сущ.) взрослым, школьная олимпиадаХ (сущ.), приближатьсяХ (глаг.) к цели.

Слова с проверяемой безударной гласной в корне: издалека (даль), гостей (гости), обращаться (обратно), помощь (помощник), приближаться (близко).

134.  I. Замените словосочетание существительное + существительное словосочетаниями прилагательное + существительное . Запиши, составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.

        какие?                      какие?
    х l-----------v                    v----------l х
Лучи солнц[а] – солнечн[ые] лучи.
       какие?                         какие?
     х l-----------v                      v----------l х
Жители город[а] – городск[ие] жители.
         какое?                            какое?
       х l-----------v                        v----------l х
Собрание класс[а] – классн[ое] собрание.
             какая?                             какая?
         х l-----------v                          v----------l х
Библиотека школ[ы] – школьн[ая] библиотека.

Классное собрание перенесли на понедельник. Жители села начали уборку урожая. Городские жители дружно вышли на Весенний субботник.

II. Произведите обратную замену.

        какие?                           какие?
         v----------l х                     х l-----------v
Лесн[ые] обитатели – обитатели лес[а].
           какой?                   какой?
          v----------l х               х l-----------
Сельск[ий] житель – житель сел[а].
          какая?              какая?
        v----------l х           х l-----------
Водн[ая] струя* – струя вод[ы].
          какая?                      какая?
          v----------l х               х l-----------
Книжн[ая] обложка – обложка книг[и].

135. Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска. Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти.

Учитель попросил дежурного стереть всё с доски. Учитель вызвал ученика к доске. Ученик долго стоял у доски, но так и не решил задачу. Васе нужно подойти к доске, чтобы ответить на вопросы учителя. Ваня помог повесить на доску карту. Сегодня мы списывали с доски новые словарные слова. Нужно разделить доску на две части, когда решают задачи два ученика. Учитель попросил всех посмотреть на доску на доску. Маша решила уравнение и  отошла  от доски.

136. Прочитайте текст. Найдите два предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний " существительное + существительное ".

Основная мысль текста: Нет ничего такого в жизни и  в нашем сознании, что нельзя было бы передать  русским словом. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых  не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

С русскимХ языком, блескХ красок, звучаниеХ музыки, играХ света, неясностьХ сна.

Морфологический разбор слова:

(С) языком - сущ., н.ф. - язык, нариц., неодуш., м.р, 2-е скл., ед.ч., Т.п.

Морфемный разбор:

(мор)/ск\[ого]   мор- корень, ск - суффикс, ого - окончание, морск - основа.