Страница 64
133. Диктант. Обозначьте в словосочетаниях главное слово; укажите, какой частью речи оно является. Укажите слова с проверяемыми безударными гласными в корне.
СлышитсяХ (глаг.) издалека, торжественный маршХ (сущ.), праздничный салютХ (сущ.), рапортХ (сущ.) дежурного, приветствоватьХ (глаг.) гостей, обращатьсяХ (глаг.) к героям, серьезно готовитьсяХ (глаг.), помощьХ (сущ.) взрослым, школьная олимпиадаХ (сущ.), приближатьсяХ (глаг.) к цели.
Слова с проверяемой безударной гласной в корне: издалека (даль), гостей (гости), обращаться (обратно), помощь (помощник), приближаться (близко).
134. I. Замените словосочетание существительное + существительное словосочетаниями прилагательное + существительное . Запиши, составьте предложения с любыми двумя словосочетаниями.
какие? какие?
х l-----------v v----------l х
Лучи солнц[а] – солнечн[ые] лучи.
какие? какие?
х l-----------v v----------l х
Жители город[а] – городск[ие] жители.
какое? какое?
х l-----------v v----------l х
Собрание класс[а] – классн[ое] собрание.
какая? какая?
х l-----------v v----------l х
Библиотека школ[ы] – школьн[ая] библиотека.
Классное собрание перенесли на понедельник. Жители села начали уборку урожая. Городские жители дружно вышли на Весенний субботник.
II. Произведите обратную замену.
какие? какие?
v----------l х х l-----------v
Лесн[ые] обитатели – обитатели лес[а].
какой? какой?
v----------l х х l-----------v
Сельск[ий] житель – житель сел[а].
какая? какая?
v----------l х х l-----------v
Водн[ая] струя* – струя вод[ы].
какая? какая?
v----------l х х l-----------v
Книжн[ая] обложка – обложка книг[и].
135. Составьте предложения, употребив в них сочетания данных ниже глаголов со словом доска. Стереть, вызывать, стоять, подойти, повесить, списать, разделить, смотреть, отойти.
Учитель попросил дежурного стереть всё с доски. Учитель вызвал ученика к доске. Ученик долго стоял у доски, но так и не решил задачу. Васе нужно подойти к доске, чтобы ответить на вопросы учителя. Ваня помог повесить на доску карту. Сегодня мы списывали с доски новые словарные слова. Нужно разделить доску на две части, когда решают задачи два ученика. Учитель попросил всех посмотреть на доску на доску. Маша решила уравнение и отошла от доски.
136. Прочитайте текст. Найдите два предложения, в которых сформулирована основная мысль высказывания. Выпишите 5 словосочетаний " существительное + существительное ".
Основная мысль текста: Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
С русскимХ языком, блескХ красок, звучаниеХ музыки, играХ света, неясностьХ сна.
Морфологический разбор слова:
(С) языком - сущ., н.ф. - язык, нариц., неодуш., м.р, 2-е скл., ед.ч., Т.п.
Морфемный разбор:
(мор)/ск\[ого] мор- корень, ск - суффикс, ого - окончание, морск - основа.