Страница 120

257. Диктант. Объясните все известные вам случаи постановки знаков препинания. Найдите во втором абзаце текста гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые). Объясните название текста.

Хлеб, масло, яйца - запятые между однородными дополнениями, т.к. между ними нет союза "и".
Когда девочки уже закончили обед, - запятая между простыми предложениями в составе сложного.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - тире перед репликой в диалоге.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - тире отделяет прямую речь от слов автора.

Название текста отражает смысл текста, что нельзя сорить в лесу, на природе.

258. Составьте предложения по схемам.

1) Небо нахмурилось.
2) Ребята сделали кормушку.
3) Вечером выпал пушистый снег.
4) Сёма съел булку и пирожок.
5) Жёлтая канарейка щебетала и насвистывала мелодию.

259. Составьте предложения по схемам.

1) Ветер успокоился, и выглянуло солнце. 2) "Я наелся", - сообщил Сёма. 3) Мамочка, ты очень красивая!

260. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1. Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не  покидает до конца. (повеств., невосклиц., в конце стоит знак завершения -  точка, с однор. сказуемыми, соединенными союзом и ) 2. Со слуха я знал его "Сказку о царе Салтане", "Полтавский бой" из "Полтавы", "Сон Татьяны" из "Евгения Онегина". 3. "Капитанская дочка" явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. 4. С того вечера я стал читателем книг его, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. 5. Пушкин - певец свободы, великий патриот и провозвестник светлого будущего своего народа. (По А.Твардовскому)