Ответы к упражнению 170
Школьники прочитывают предложения, взятые из сказок А.С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке» (4, 5), «Сказка о золотом петушке» (3), «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (6), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь» (1, 2).
В зависимости от интонации (на это указывает наличие/отсутствие восклицательного знака) учащиеся записывают предложения в две группы – восклицательные предложения и невосклицательные.
В?скобках указывают цель высказывания (вопросительная, повествовательная, побудительная).
Затем школьники находят глаголы в повелительной форме и делают вывод, что в побудительных предложениях сказуемые могут стоять только в такой форме.
1) 2. Люди из моря выходят и себе дозором ходят! (Повеств.) 4. Что мне делать с проклятою бабой?! (Вопросит.) 5. Отпустиповелит. накл. ты, старче, меня в море! (Побудит.)
2) 1. Три девицы под окном пряли поздно вечерком. (Повеств.) 3. Подариповелит. накл. ты мне девицу, Шамаханскую царицу. (Побудит.) 6. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? (Вопросит.)
Реже в побудительных предложениях в роли сказуемого могут выступать глаголы в другой форме, например:
Пустьч. он подаритбуд.вр.!
Частица делает предложение побудительным.