Ответы к упражнению 126
Спиши текст, поставив глаголы в скобках в форму наст, времени 3-го лица ед.ч. Сверху укажи их спряжение. Подчеркни тот глагол, спряжение которого определяется по ударным личным окончаниям.
Упражнение направлено на формирование умения ставить глагол в форму наст.вр. 3 л. ед.ч. и правильно писать безударные окончания этой формы. Глаголы в скобках школьники записывают в форме наст. вр. 3 л. ед.ч, сверху указывают их спряжение: пляшет (I спр.), кружит (II спр.), сушит (II спр.), дует (I спр.), качает (I спр.), свистИт (II спр., определяется по ударному личному окончанию).
Выделенные существительные в тексте стоят в форме:
Ветер наши сЕти (мн.ч. В.п. – ударение на первом слоге) сушит;
Он запутался в сетИ ( ед.ч. ж.р. П.п. – ударение на втором слоге).
Вывод, который можно сделать: эти формы выглядят на письме одинаково, но произносятся по-разному, то есть это омонимичные формы.
Ветер
Ветер пляшетI спр.,
Ветер кружитII спр.,
Ветер наши
Се?тимн.ч.,В.п. сушитII спр..
ДуетI спр. резче,
ДуетI спр. тише —
Сеть качаетI спр.,
Сеть колышет.
Он запутался
В сети?ед.ч., ж.р., П.п.
И свиститII спр.:
— Пусссти!..
Пусти-и-и!
(Н. Курилов)
В выделенных словах поставь знак ударения и укажи сверху, в какой форме они стоят в тексте.
Найди и выпиши глагол в повелительной форме. Рядом запиши ещё две формы этого глагола: а) повелительную форму мн.ч.; б) форму буд. времени 2-го лица мн.ч. Поставь в обеих формах ударение и разбери их по составу.
Затем школьники находят в тексте глагол в повелительной форме и выполняют задание упражнения:
пустИ (пов.ф. ед.ч.; пуст- – корень, «-и-» – суффикс ) – пустИте
(пов.ф. мн.ч.; пуст- – корень, «-и-» – суффикс, «-те» – окончание);
пУстите (буд.вр. 2 л. мн.ч.; пуст- – корень, «-ите» – окончание, так как н.ф. пустить – II спр.).
Формы пустИте и пУстите – омонимичные формы, так как на письме выглядят одинаково.
Пусти
а) пусти?[те]
б) пу?ст[ите]