Ответы к упражнению 108, с. 102 — 103
Школьники повторяют написание словарных слов, учатся образовывать формы мн.ч. Р.п. и правильно писать безударные окончания в этой форме.
Из словаря «Пиши правильно» учащиеся выписывают слова на букву К, подчеркивают орфограммы и выделяют окончания. Рядом записывают формы мн.ч. Р.п. этих слов, выделяют окончания, ставят ударение в словах.
Календарь? – календар[ей];
коллектив? – коллектив[ов];
коллекция – коллекций? (нул. оконч.);
корабль? – корабл[ей];
костёр? – костр[ов].
Прежде чем школьники приступят к выделению окончаний в формах мн.ч. Р.п., учитель обращает их внимание на слова Маши и плакат Летучей Мыши (с. 103). Это поможет ребятам правильно выполнить задание.
Обязательный вывод, который должны сделать дети под руководством учителя: с помощью ударных окончаний существительных можно проверить безударные окончания существительных в этой же форме. Это основное правило проверки орфограммы «безударный гласный». Например, с помощью ударного окончания слова костров («-ов-») можно проверить безударное окончание в слове коллективов («-ов-»), которое стоит в этой же форме.