Ответы к упражнению 116
Цель – формирование умения писать безударные гласные в окончаниях слов разных частей речи.
Школьники устно называют пропущенные орфограммы, а также указывают место в слове, где находится данная орфограмма. Если орфограмма в окончании, называют часть речи, к которой относится данное слово.
Затем списывают текст, вставляя пропущенные буквы. Рядом со словами с пропущенными окончаниями в скобках объясняют выбор буквы.
Мой дом
Особенно хорошо в беседк[е] (I скл., П.п.) в тих[ие] (мн.ч., В.п.) осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса нетороплив[ый] (м.р., ед.ч., И.п.) отвесный дождь.
Прохладн[ый] (м.р., ед.ч., И.п.) воздух едва кача[ет] (1 спр., ед.ч.) язычок свечи. Угловые тени от виноградн[ых] (мн.ч., Р.п.) листьев лежат на потолке беседк[и] (I скл., Р.п.).
На рассвет[е] (II скл., П.п.) я просыпаюсь. Туман шуршит в саду. В туман[е] (II скл., П.п.) пада[ют] (1 спр., мн.ч.) листья. Я вытаскиваю из колодца ведро воды. Из ведра выскакива[ет] (1 спр., ед.ч.) лягушка. Я обливаюсь колодезн[ой] (ж.р., ед.ч.,Т.п.) водой и слушаю рожок пастуха - он поет еще далеко, у самой околиц[ы] (I скл., Р.п.).
Света[ет] (1 спр., ед.ч.). Я беру вёсла и иду к реке. Я отплываю в туман[е] (II скл., П.п.). Восток розове[ет] (1 спр., ед.ч.). Уже донос[ит]ся (2 спр., ед.ч.) запах дыма сельских печей.
Существительные: в беседке (I скл. П.п.), беседки (I скл. Р.п.), на рассвете (II скл. П.п.), в тумане (II скл. П.п.), у околицы (I скл. Р.п.), в тумане (II скл. П.п.).
Прилагательные: тихие (мн.ч. В.п.), неторопливый (м.р. ед.ч. И.п.), прохладный (м.р. ед.ч. И.п.), виноградных (мн.ч. Р.п.), колодезной (ж.р. ед.ч. Т.п.).
Глаголы: качает (I спр.), падают (I спр.), выскакивает (I спр.), светает (I спр.), розовеет (I спр.), не доносится (II спр.).