Ответы к упражнению 148
Сложность выполнения этого упражнения состоит в том, что в нескольких словосочетаниях даны существительные, от основ которых могут быть образованы притяжательные прилагательные (например, рыжий щенок, могучий бык), и это может смутить школьников, для которых лексическое значение слова пока важнее, чем принадлежность слова к определенной части речи. Невнимательные школьники могут отвлечься на значения самих существительных и сказать, что прилагательные могучий и рыжий отвечают на вопрос «чей?».
Вторая сложность состоит в том, что очень близко друг к другу размещены словосочетания бычий рог и могучий бык. Это также может смутить школьников, которые отвлекаются на лексическое значение слова и забывают, что нас интересует только принадлежность слова к определенной части речи. Перед тем как выполнять упражнение письменно, дети должны до конца прочитать задание. Учебник просит указывать рядом с каждым притяжательным прилагательным существительное, от основы которого оно образовано. Поэтому, если дети выполняют упражнение в строчку, они должны это учитывать и записывать таким образом: бычий (бык), рысий (рысь), кроличий (кролик), вороний (ворон(а)); собачий (собака), щучий (щука), медвежий (медведь), лисий (лиса), олений (олень).
Затем, взяв любое из прилагательных, дети смогут показать, что оно образовано с помощью суффикса «-ий-». Если дети возьмут слова бычий, кроличий, собачий, щучий, то обратите их внимание на чередование звуков [ч’]/ [к] в корне. Если возьмут прилагательное медвежий, пусть обратят внимание на чередование звуков [т’]/ [ж] в корне слова (звук [т’] на письме обозначен буквосочетанием дь).
После этого учебник выстраивает систему работы, которая позволит детям не просто принять, но и понять, что часть слова «-ий-» в притяжательных прилагательных (отвечающих на вопрос «чей?») – это именно суффикс, а не окончание. Материал данного упражнения позволяет показать, что в качественных прилагательных, которые отвечают на вопрос «какой?», часть слова «-ий» является не суффиксом, а окончанием. Сравнивая состав слов могуч/ий и быч/ий, дети должны в конце концов понять, что в слове могуч/ий часть слова «-ий» – это окончание, а в слове быч/ий – похожая часть слова «ий-» – это суффикс, а не окончание. С помощью учителя школьники придут к выводу, что эти части слов – «-ий» и «-ий-» – являются омонимами (то есть пишутся и произносятся одинаково, но означают разное). Без понимания этого дети не сумеют уяснить, почему же в косвенных формах притяжательных прилагательных необходимо писать разделительный Ь.
В учебнике на с. 144–145 к проблеме разного состава качественных и притяжательных прилагательных привлекает внимание сквозной герой комплекта Миша Иванов. Евдокия Васильевна предлагает письменно (это очень важно!) просклонять одно из качественных прилагательных: рыжий, могучий, жгучий. Склоняя слово письменно и выделяя окончание в разных его формах, дети смогут убедиться в том, что часть слова «-ий» – именно окончание, поскольку окончание – изменяемая часть слова:
И.п. рыж[ий]
Р.п. рыж[его]
Д.п. рыж[ему]
В.п. рыж[его] (кота) или рыж[ий] (хвост)
Т.п. рыж[им]
П.п. о рыж[ем]
После этого Евдокия Васильевна еще раз напоминает школьникам о том, что прилагательные, отвечающие на вопрос «чей?», образованы: а) от основ существительных, б) с помощью суффикса «-ий» (дети уже в нескольких упражнениях указывали, от каких основ образованы подобные прилагательные, и сами письменно показывали словообразование: в упражнении 146 с помощью суффикса «-ин-», а в упражнении 148 – с помощью суффикса «-ий»). Учитель должен еще раз напомнить школьникам, что слова никак не могут образовываться с помощью окончаний, что окончание – это изменяемая часть слова.
Затем необходимо очень внимательно и пошагово изучить таблицу (с. 146). Сравнивая слова в форме И.п., закрашенные цветом, школьники должны подтвердить, что у прилагательного рыж/ий часть «-ий» – это окончание (рыж/его, рыж/ему и т. д.), а у прилагательного медвежий «-ий» – это суффикс, поскольку оно образовано от существительного «медведь» с помощью суффикса «-ий-». Сравнивая слова в форме И.п., не закрашенные цветом, дети должны точно так же рассуждать и доказывать, почему у этих прилагательных именно так показан состав слов. (Звуковой облик этих слов в форме И.п. мы пока не рассматриваем.)
После этого необходимо рассмотреть написание и состав слов, выделенных цветом, в форме Р.п. Обратите внимание детей на то, что теперь хорошо видна разница в написании форм прилагательных (у прилагательного из второго столбика появился Ь!), но куда-то исчезла разница в составе слов: у прилагательного из второго столбика больше нет суффикса, а часть «-его» является таким же окончанием, как и у прилагательного из первого столбика. Точно к таким же выводам нас приведет рассмотрение второй пары слов – не выделенных цветом. В написании прилагательного, отвечающего на вопрос ЧЬЕГО ?, появился Ь, а из его состава исчез суффикс.
Куда же делся суффикс?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть звуковой облик слов из второго столбика. Учитель может спросить детей: «Кто-нибудь сумеет объяснить, почему в формах слов ”медвежьего” и ”бычьего” в звуковой записи есть звук [й’], а в буквенной записи его нет? Мы вспоминали недавно о том, на что указывает разделительный Ь, когда за ним следуют буквы Е, Ё, Ю, Я, И (если не помните, откройте учебник на с. 138–139). Он указывает на то, что следующая за ним буква обозначает два звука, первый из которых – звук [й’]. Вспомнили? Произнесите слова “медвежьего” и “бычьего”. Слышите звук [й’]? Он отражается в звуковой записи этих слов? Конечно. А почему не отражается в буквенной? Правильно: буква Е, стоящая после разделительного Ь, обозначает сразу два звука, первый из которых – звук [й’]. В?буквенной записи звук [й’] прячется за буквосочетанием ЬЕ. Теперь сравните состав слов “медвежий” и “бычий” в формах И.п. и Р.п. В какой форме мы видим суффикс «-ий-»? Правильно: в форме И.п. А в форме Р.п. этот суффикс есть? Есть, но он превращается в суффикс [й’], и его можно увидеть только в звуковой записи. (Дети должны убедиться в том, что сам звук [й’] можно услышать, если произносить эти слова.) В буквенной записи этот суффикс, обозначенный звуком [й’], прячется за буквосочетанием ЬЕ».
После этого еще раз обратите внимание детей на особенности написания притяжательных прилагательных: на наличие разделительного Ь в косвенных формах. Важно, чтобы дети увидели, что даже в написании самого вопроса «ЧЬЕГО ?», заданного к притяжательным прилагательным, появился разделительный Ь.
После тщательной устной работы можно выполнить письменное задание, сформулированное в конце с. 147.
Учебник предлагает школьникам записать прилагательные «рыжий», «могучий», «медвежий», «бычий» в формах Д.п., Т.п., П.п., ориентируясь на написание вопросов. Сами вопросы дети не должны писать. Они даны в учебнике в качестве образца и подсказки:
Д.п. рыж[ему], могуч[ему]; медвежь[ему], бычь[ему]
Т.п. рыж[им], могуч[им]; медвежь[им], бычь[им]
П.п. о рыж[ем], могуч[ем]; медвежь[ем], бычь[ем]
Обратите внимание детей на то, что в форме П.п. в вопросе мы произносим звуки [й’о]: «чЬЁм», то есть вопрос записывается с буквой Ё. А в формах прилагательных произносятся другие звуки – [й’и], обозначенные буквами ЬЕ: медвежЬЕм, бычЬЕм. Это необходимо обсудить, поскольку некоторые дети произносят так: о медвеж[й’о]м, о быч[й’о]м.
На с. 148 школьникам предлагается изучить еще одну таблицу.
В ней тоже сравниваются формы И.п. и Р.п. качественных и притяжательных прилагательных, но не в ед., а во мн. ч. Дети должны обнаружить, что разделительный Ь появляется только в написании прилагательных из второго столбика – прилагательных, отвечающих на вопросы: ЧЬИ? ЧЬИХ? Состав этих слов отличается от состава слов из первого столбика (в котором прилагательные отвечают на другие вопросы: КАКИЕ? КАКИХ?). В составе слов из второго столбика есть суффикс [й’], который виден в звуковой записи и не виден в буквенной. В буквенной записи звук [й’] прячется за буквосочетанием ЬИ.
Учебник обращает внимание детей на то, что само написание вопросов к прилагательным помогает определить наличие орфограммы в этих словах и указывает на разделительный Ь и буквы в окончаниях. Сравнивая окончания прилагательных двух столбиков в форме Р.п. мн.ч., школьники должны обнаружить, что окончания у них сходные, но у притяжательных прилагательных (в словах из второго столбика) в составе слов перед окончанием есть разделительный Ь.
После этого дети выполняют письменную часть задания, сформулированную в начале с. 149:
Д.п. рыж[им], могуч[им]; медвежь[им], бычь[им]
Т.п. рыж[ими[, могуч[ими]; медвежь[ими]; бычь[ими]
П.п. о рыж[их], могуч[их]; медвежь[их], бычь[их]