Ответы к упражнению 134
Цель упражнения – вспомнить отличие приставок от предлогов и правило написания этих языковых единиц.
Акварель
Этот ветер выдумали листья:
Захотелось им пошелестеть.
Эти лужи выдумали тучи,
Чтоб с земли на небо посмотреть.
Это солнце выдумали птицы:
Им запеть хотелось поскорей.
Выдумали радугу на небе
Семь моих цветных карандашей.
(В.Степанов)
Школьники списывают текст, по цепочке объясняют написание пропущенных орфограмм:
ветер – «беглый гласный в корне» (ветра);
выдумали – (что сделали?) выдумали – н.ф. (что сделать?) выдумать. В начальной форме сохранилась часть слова «вы-», следовательно, это приставка; приставки пишутся слитно;
листья – после согласного перед гласными Я, Ё, Е, Ю в корне или после корня пишется разделительный Ь;
захотелось – приставка «за-» – пишу слитно; «безударный гласный в корне» (хочет);
прошелестеть – приставка «про-» – пишу слитно; «безударный гласный в корне» (шелест);
лужи – «безударный гласный в окончании». Существительное стоит в форме мн.ч. В.п. Можно проверить существительным в этой же форме, но с ударным окончанием (вижу карандаши); «сочетание ЖИ-ШИ»;
с земли – (с чего?) с земли – н.ф. (что?) – земля. При изменении формы слова «с» исчезает, следовательно, это предлог, который входит в форму существительного; предлоги со словами пишутся отдельно; «безударный гласный в корне» (земли);
на небо – предлог «на» – отдельно;
посмотреть – приставка «по-» – слитно; «безударный гласный в корне» (смотрит);
солнце – «непроизносимый согласный в корне» (солнышко);
птицы – Ы в окончании существительных мн.ч. с основой на Ц;
хотелось, поскорей – «безударный гласный в корне» (хочется, скорый);
на небе – предлог «на» – отдельно; «безударный гласный в окончании существительного» (на небе – II скл. П.п. (на столе);
цветных – «безударный гласный в корне» (цвет);
карандашей – словарное слово.
В этом тексте приставки используются с глаголами. Еще с наречием (поскорей), но наречия дети не изучали.