Ответы к упражнению 153
Данное упражнение проверяет, насколько дети поняли различие между написанием прилагательных, отвечающих на вопрос КАКОЙ?, и написанием прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?
Сравнивая формы прилагательных, записанных на одной и той же строчке, школьники должны обнаружить, что в написании одной из форм (а именно в форме притяжательного прилагательного) допущена ошибка. Так, дети должны правильно записать словосочетания.
Лисья (чья?) нога, медвежья (чья?) лапа, бараньих (чьих?) рогов, оленью (чью?) пищу.
Нужно обратить внимание детей на то, что написание вопросов (чья? чьих? чью?) помогает правильно написать сами прилагательные, отвечающие на эти вопросы.
Некоторые дети считают (путая, таким образом, начальную форму существительного и начальную форму прилагательного), что любая форма И.п. ед.ч. – это начальная форма. С их точки зрения, слова в словосочетании «лисья нога» и «медвежья лапа» стоят в начальной форме. Таким детям нужно объяснить, что существительные здесь действительно стоят в начальной форме. А для того, чтобы поставить связанные с ними прилагательные в начальную форму, нужно вспомнить: начальной формой прилагательных является форма м.р. ед.ч. Отсюда следует, что начальная форма прилагательных в этих словосочетаниях: «лисий» и «медвежий». Именно поэтому Костя Погодин говорит Пете Захарову (с. 152), что во всех формах притяжательных прилагательных (КРОМЕ НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЫ) пишется Ь.
1. Летняя жара, лисья нога.
2. Медвежья лапа, пушистая лапа.
3. Бараньих рогов, осенних дней.
4. Оленью пищу, зимнюю одежду.