Ответы к упражнению 160
Школьники прочитывают слова и среди этих слов находят те, на конце основ которых есть две орфограммы:
«парный согласный в корне слова» и «наличие/отсутствие Ь на конце основы». Это слова: стриж, молодежь, глушь, вираж, марш, вкладыш, сушь, чушь, голыш, крепыш, фарш, пляж, ложь. Учитель может предложить ребятам назвать проверочные слова для первой орфограммы.
Остальные слова этого упражнения оканчиваются на непарный по глухости/звонкости согласный звук, следовательно, в этих словах есть только одна орфограмма на конце основы: «наличие/отсутствие Ь на конце основы».
Затем школьники записывают слова в два столбика: 1) слова м.р. и 2) слова ж.р.
Слова второго столбика ребята дополняют при помощи Обратного словаря.
м.р ж.р
стриж молодёжь
стаж глушь
лещ помощь
вираж сушь
трубач чушь
марш речь
вкладыш ложь
плач печь
ткач вещь
усач мощь
голыш гуашь
крепыш брошь
плащ дрожь
фарш упряжь
пляж рожь
Отвечая на вопрос учительницы (с. 156), школьники делают вывод о работе Ь на конце основ существительных: Ь на конце основы существительного показывает, что это существительное женского рода 3 скл.