Ответы к упражнению 140
В этом упражнении повторяется правило написания разделительного твердого знака. Школьники сравнивают четыре группы слов. Все эти слова с приставками. Корень слов из первой группы начинается с буквы Е, второй – с Я, третьей группы – с буквы Ё, а четвертой с – Ю. Именно по этому признаку они разделены на группы.
Прежде чем школьники ответят на вопрос Евдокии Васильевны (с. 132), им необходимо выполнить остальные задания этого упражнения.
Сначала школьники в левый столбик выписывают слова с разделительным твердым знаком. В правый столбик школьники выписывают слова без Ъ:
въехал наехать
съеденный переел
объяснить прояснить
изъявить выявить
разъём поёжился
съёмный приютить
подъёршик заюлил
предъюбилейный
Затем ребята в строчку через запятую выписывают приставки слов из первого столбика, а на другой строчке – приставки слов из второго столбика.
1) в, с, об, из, раз, под, пред.
2) на, пере, про, вы, по, при, за.
Учитель должен уточнить: чем же отличаются приставки, записанные в 1-й строчке, от приставок, записанных во 2-й строчке? Школьники заметят, что одни приставки заканчиваются на букву согласного, а другие – на букву гласного. Именно на это наблюдение должны опираться дети, формулируя правило: «Разделительный Ъ пишется в словах, корень которых начинается с букв Е, Ё, Ю, Я после приставок, заканчивающихся на букву согласного».
Работа со словами, записанными «на доске» на с. 133, предполагает, что школьники отметят и общие закономерности, которые есть в написании слов с разделительными Ь и Ъ, и различия. Какое сходство должны обнаружить ученики, сравнивая первые четыре строчки? После разделительных Ь и Ъ во всех случаях произносится звук [й’], который на письме обозначается с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. Дети должны сказать, что оба знака указывают на звук [й’], следующий за ними. Отмечая различия, школьники должны сказать, что разделительный Ь (в словах первого столбика) пишется в корне слов, а разделительный Ъ – после приставки перед корнем.
Отдельные вопросы посвящены сравнительному анализу 5-й строчки. Школьники с помощью учителя должны прокомментировать ее таким образом: разделительный Ь пишется еще и перед буквой И (соловьи), поскольку в этом случае после него идет звук [й’], который вместе со звуком [и] обозначается на письме буквой И. Далее дети должны отметить, что в слове об[ы]грать они не знают, какую букву писать: из таблицы ясно лишь то, что после предлога звучит [ы]. Учитель спрашивает: есть ли какие-нибудь варианты? Ведь не случайно же это слово по вертикали стоит в таблице под словами с разделительным Ъ? И не случайно же оно по горизонтали сравнивается со словом соловЬИ? Значит, какая проблема обсуждается? Проблема написания разделительного Ъ после приставки, заканчивающейся на букву согласного перед корнем, который начинается с буквы И (играть – об…играть).
На с. 134 Костя еще раз объясняет, почему перед буквой И в слове соловьи надо писать разделительный Ь. Очень важно, чтобы каждый школьник несколько раз произнес это слово и прислушался к себе. Учитель тоже неоднократно в полной тишине произносит это слово, чтобы школьники услышали звук [й’].
После этого рассматривается особый случай написания слова с приставкой на букву согласного, корень которого начинается с буквы И . Дети неоднократно произносят слово обыграть и убеждаются в том, что в нем нет звука [й’]. После этого все рассматривают плакаты Мыши: на с. 134 (внизу) и затем на с. 135 (вверху).