Ответы к упражнению 146
Выполняя первую часть задания, школьники выписывают такие словосочетания:
1) мамин шарф (мама)
2) лисья нора (лиса)
3) воронье гнездо (ворона)
4) папин пиджак (папа)
5) волчий зуб (волк)
6) нянин платок (няня)
Устно они должны сказать, что прилагательное мамин образовано от основы существительного «мама», прилагательное лисий – от основы существительного «лиса»; вороний – от основы слова «ворона», папин – от основы слова «папа»; волчий – от основы слова «волк», нянин – от основы слова «няня».
Обратите внимание детей на то, что прилагательное необходимо брать в начальной форме (то есть в форме м.р. ед.ч.), когда мы показываем, от основы какого существительного образовано данное прилагательное. Нельзя брать формы ж.р. «лисья» и с.р. «воронье» и производить с ними какие-либо действия, связанные со словообразованием.
Сравнивая между собой словосочетания, выделенные цветом, дети должны заметить, что все прилагательные в них образованы от основ существительных: шёлковый – от основы слова «шёлк», мамин – от «мама», шерстяной – от «шерсть», папин – от «папа», пуховый – от «пух», нянин – от «няня». После этого дети должны почувствовать разницу: только прилагательные (уже известные им!) мамин, папин, нянин отвечают на вопрос «чей?». Остальные – на вопрос «какой?».
Учебник дает образец образования прилагательных, входящих в состав словосочетаний под цифрой 1. Необходимо разобрать устно вместе с детьми механизмы словообразования. Важно объяснить им, почему у прилагательного мамин нулевое окончание – пусть изменят форму этого прилагательного так, чтобы окончание не было нулевым: мамин/а (кофта), мамин/ой (кофтой), мамин/ы (брюки).
По этому образцу школьники показывают образование прилагательных в словосочетаниях под цифрами 4 и 6.
Шерсть/[] – шерсть/; шерсть/ + ян + … = шерст ян [ой];
пап/а – пап/; пап/ + ин + … = пап ин [].
Пух/[] – пух/; пух/ + ов + … = пух ов [ый];
нян/я – нян/; нян/ + ин + … = нян ин [].