Ответы к упражнению 112
Школьники учатся проверять безударные падежные окончания прилагательных ударным окончанием вопроса.
После того как ученики спишут текст и вставят пропущенные буквы, они находят и показывают стрелкой словосочетания «сущ + прилаг.» (с пропущенным окончанием). Над стрелкой записывают вопрос и выделяют окончание в прилагательном и вопросе.
На землю (какую?) чёрную; одеялом (каким?) тяжёлым и холодным; в болоте (каком?) сыпучем снежном; снег (какой?) колючий февральский; с неба (какого?) низкого и мглистого; по спине (какой?) ватной; по снегу (какому?) дырявому.
Затем учитель может предложить ребятам ответить на такие вопросы:
1. Почему в словосочетаниях болоте (каком?) сыпучем, болоте (каком?) снежном прилагательные отвечают на один и тот же вопрос (окончание – «-ом»), но имеют разные окончания: в снежном – «-ом», а в сыпучем – «-ем»?
Ответ. В слове снежном окончание «-ом», так как основа оканчивается на твердый согласный, в сыпучем «-ем», так как основа оканчивается на мягкий согласный.
2. Почему в словосочетаниях снег (какой?) колючий, снег (какой?) февральский в вопросе окончание «-ой», а в прилагательных «-ий»?
Ответ. Прилагательные стоят в форме м.р. ед.ч. И.п. В этой форме у прилагательных ударное окончание «-ой», а безударные «-ий» или «-ый».
Наконец, учащиеся разбирают выделенное предложение по членам предложения. Предложите детям объяснить, почему между словами колючий февральский не стоит запятой.