Ответы к упражнению 150
Выполняя это упражнение, дети должны по цепочке читать подряд все слова на «-чий» из Обратного словаря, задавать к ним вопрос ЧЕЙ? и тут же называть слова, от основы которых образованы притяжательные прилагательные. Например:
чей? собачий, собака
чей? рыбачий, рыбак
чей? казачий, казак
чей? кроличий, кролик
чей? охотничий, охотник
чей? птичий, птица
чей? волчий, волк
чей? паучий, паук
чей? жгучий… Неправильно! Здесь надо задавать вопрос КАКОЙ?
какой? могучий,
какой? тягучий… и так далее.
Подсчитав количество притяжательных прилагательных, дети должны убедиться, что их восемь – они идут подряд от слова «собачий» до слова «жгучий», отмеченного цветом.
Проверяя наблюдение Маши, школьники убеждаются в том, что от притяжательных прилагательных нельзя образовать краткую форму.
А вот от других (отвечающих на вопрос КАКОЙ?) – можно:
жгучий – жгуч,
могучий – могуч
тягучий - тягуч
трескучий - трескуч
дремучий - дремуч
скрипучий - скрипуч
шипучий - шипуч
сыпучий - сыпуч
летучий - летуч
пахучий - пахуч
колючий - колюч
линючий - линюч
горячий - горяч
Дети увидят, что первое слово, от которого можно образовать краткую форму, выделено цветом. Это прилагательное «жгучий».