Ответы к странице учебника по русскому 93

251. Запишите слова, соответствующие данным морфемным моделям. Какое общее значение и какие морфологические признаки объединяют слова каждой группы? Чем объясняется эта общность в значении?
?ист[ый]: бархат?, волн?, голос?, душ?, зерн?, колос?, плеч?, пятн?.
?ист: баян?, гитар?, журнал?, машин?, фигур?.
Каков способ образования всех этих слов?

Ответ:

1) ?ист[ый]: бархатистый, волнистый, голосистый, душистый, зернистый, колосистый, плечистый, пятнистый.
Прилагательные со значением "похожий на что?то, обладающий чем?то в большом количестве". Единственное число, именительный падеж.
?ист?: баянист, гитарист, журналист, машинист, фигурист.
Существительное со значением "представитель какой?либо профессии или специальности". Мужской род, единственное число именительный падеж.
Эта общность в значении объясняется наличием одинаковых морфем.

2) Все эти слова образованы с помощью суффиксального способа.

252. 1. Запишите по три слова, образованных по данным моделям. Какими признаками будет обладать каждое слово, построенное по этому образцу (часть речи, что обозначает, склонение, спряжение, одушевлённое?неодушевлённое, род, число и т. д.)?
бес?н[ый]: бес?корыст?н?ый, ...
?ёр?: лифт?ёр, ...
?ят[ами]: слон?ят?ами, ...
вы?ну[ть]: вы?скольз?ну?ть, ...
    2.  Каков  способ  образования  слов,  соответствующих  второй модели?  Приведите  примеры  других  слов,  образованных тем же способом.

Хотя учебник переработали на современный манер, авторы все же упустили из виду тему, какой морфемой считать -ть в глаголах неопределенной формы. Во всех современных учебниках, в том числе вузовских, это суффикс неопределенной формы. У Разумовской - окончание. Неувязочка выходит... Будем здесь и далее обозначать как в учебнике, но уточните этот момент у своего учителя.

Ответ:

бес?н[ый]: бес?цен?н?ый, бес?край?н?ий, бес?конеч?н?ый ? прилагательные, мужской род, единственное число, обозначают признак предмета;
?ёр: монт?ёр, стаж?ёр, дириж?ёр ? существительные, 2?е склонение, одушевлённые, мужской род, единственное число, обозначают представителей какой?либо профессии или специальности;
?ят[ами]: кот?ят?ами, слон?ят?ами, цыпл?ят?ами ? существительные, 2?е склонение, одушевлённые, мужской род, множественное число, обозначают детёнышей животных;
вы?ну[ть]: вы?гля?ну?ть, вы?прыг?ну?ть, вы?крик?ну?ть ? глаголы, 1?е спряжение, обозначает движение изнутри.

Суффиксальный. Звонарь, букварь.

253. Словарный диктант.
Выделенные глаголы иллюстрируют одно орфоэпическое и одно орфографическое правило. Какие?

Ответ:

1. Увядают гвоздики и ромашки, сражаться с неприятелем, удивительная информация, человек, воображение, недоразумение, замечательный, увлекаться чтением, лингвистика, морфология.

2. Выделенные глаголы (сражаться, увлекаться) иллюстрируют правило на правописание ?тся?, ?ться в глаголах. Чтобы определить, писать глагол с ?тся или ?ться, необходимо установить, на какой вопрос отвечает этот глагол: "что делать? что сделать?" или "что делает".

254. Образуйте и произнесите вслух слова, соответствующие указанным  моделям.  Каким  способом  образованы  эти  слова? Запишите  их.  Понаблюдайте,  какие  фонетические  изменения  происходят  в корне  при  присоединении  суффикса. Отражаются ли эти изменения на письме? Объясните написание ь в словах второй группы.
?к[а]: берёз?, бород?, голов?, пугов?, ягод?.
?б[а]: кос?, прос?, ход?, молот?.

Ответ:

?к[а]: берёзка, бородка, головка, пуговка, ягодка.
При присоединении суффикса происходит оглушение согласной перед ним. На письме эти изменения не отражаются.

?б[а]: косьба, просьба, ходьба, молотьба.
При присоединении суффикса происходит озвончение согласной перед ним. На письме эти изменения не отражаются. Буква ь придаёт предшествующему согласному мягкости.