Ответы к странице учебника по русскому 30

60. 1. Выразительно прочитайте текст.Выпишите пять слов с проверяемыми безударными гласными в корнях. Объясните правописание этих слов по образцу текста рубрики «Возьмите на заметку!».
Осыпал лес свои вершины,
Сад обнажил своё чело,
Дохнул сентябрь, и георгины
Дыханьем ночи обожгло.
Но в дуновении мороза
Между погибшими одна,
Лишь ты одна, царица?роза,
Благоуханна и пышна.(А.Фет)
   2. Какое значение слова чело? в этом отрывке? Проверьте свой ответ по толковому словарю учебника.
   3. Выпишите слова с непроверяемыми гласными в корне.

Ответ:

1) Вершины ? то, что сверху.
Дохнул ? сделал вдох.
Дыханье ? процесс, когда дышат.
Царица ? царская особа.
Благоуханна ? источающая благо.

2) Чело? ? устаревшее слово, то же что лоб.

3) Чело, сентябрь, георгины, мороза, одна.

61. Запишите схему и распределите примеры на две группы. Подчеркните соответствующие орфограммы.
Бананы, апельсины, картофель, капуста, издалека, вблизи, бинокль, перила, мириться, показаться, мандарины, развеваться, деревянный, разгадать, водянистый, языковой, человеческий, отличиться, течение.

Ответ:

Безударные гласные корня:
проверяемые:
издалека;
вблизи;
мириться;
показаться;
развеваться;
деревянный;
разгадать;
водянистый;
языковой;
отличиться;
течение.

непроверяемые:
бананы;
апельсины;
картофель;
капуста;
бинокль;
перила;
мандарины;
человеческий.

62. 1. Прочитайте. Определите основную мысль текста.
   Мы говорим так же естественно, как едим, ходим, спим... И, как правило, не задумываемся над тем, что "естественность" нашей речи ? это только видимость. Человеческий язык не является чем?то врождённым: нас обучили ему, обучило то общество, в котором мы живём. (А.Кондратов)
   2. Объясните написание корня в слове врождённый.
   3. Выпишите шесть слов с безударными гласными в корне, буквы гласных подчеркните, корень обозначьте.
   4. Запишите последнее предложение и объясните, как вы понимаете его смысл.

Ответ:

1) Основная мысль текста в том, что язык ? это не "естественность", а то, чему нас обучили.

2) Врождённый ? роды.

3) Говорим, естественно, едим, правило, человеческий, язык.

4) Человеческий язык не является чем?то врождённым: нас обучили ему, обучило то общество, в котором мы живём.

Мы не владеем языком с рождения, мы учимся говорить, изучаем правила языка той страны, местности, где мы живём.