Ответы к странице учебника по русскому 114
317. 1. Определите способ образования данных ниже слов от существительных земля («верхний слой земной коры, грунт, почва»). См. также рисунок к упр.315. Запись оформляйте по образцу предыдущего упражнения.
Землица, земельный, земелька, земноводный, землемер, землемерный, землекоп, зеплекопный.
2. Докажите, что слово наземный образовано приставочно-суффиксальным способом.
Ответ
1. земля + -иц(а) > землица
земля + ель + -н(ый) > земельный
земля + ельк(а) > земелька
земля + вода + -н(ый) > земноводный
земля + мерить > землемер
земля + мерить + -н(ый) > землемерный
земля + копать > землекоп
земля + копать + -н(ый) > зеплекопный
2. на- + земля + -н(ый) > наземный
318. 1. Прочитайте загадку. Отгадка будет служить названием стихотворения Е.Елубаевой.
Стой и с этой стороны
В клетках кони и слоны,
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
Но не могут удержаться, Чтоб друг с другом не сражаться!
2. Объясните, почему в этом тексте появляется двойной смысл. Какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать?
3. Спишите текст. Найдите непроверяемые написания в корне. Объясните правописание глаголов.
Ответ:
1. Отгадка: шахматы.
2. В этом тексте появляется двойной смысл, поскольку в первых строчках описание шахматных фигур очень похоже на описание зверей в зоопарке, и только с прочтением четвёртой строчки становится понятно, что речь на самом деле идёт о шахматах.
3. С той и с этой стороны
В клетках кони и слоны,
В клетках справа, в клетках слева
Короли и королевы.
(что сделать?)
Но не могут удержаться,
(что делать?)
Чтоб друг с другом не сражаться !
319. Ответьте на вопрос, поставленный в названии §40. Используйте материалы упражнений и толковый словарик учебника. Запишите ответ в виде самостоятельного высказывания.
Ответ:
Сколько лексических значений имеет слово?
По количеству лексических значений слова делятся на однозначные и многозначные. Однозначные слова имеют одно лексическое значение: кушак ? устар. пояс из куска ткани или связанный из шнура. А многозначные имеют два или более лексических значений: наречие ? местный говор, обладающий диалектными чертами; лингв. неизменяемая часть речи.
§ 41 Когда слово употребляется в переносном значении
320. 1. Выразительно прочитайте текст, озаглавьте его, затем перескажите его по частям.
1. Чтобы мы хорошо понимали друг друга, все слова должны ясно и конкретно указывать на предмет, называть его качество. Предположим, перед нами чашка с тёплым чаем. Мы можем его попробовать и убедиться в том, что он действительно ещё не остыл. Слово тёплый употреблено в своём прямом, главном значении.
2. А что значит тёплый взгляд? Говоря так о человеке, мы имеем в виду такое качество характера, состояние души, которое нельзя ни потрогать рукой, ни попробовать на вкус. Значение "тёплый" как бы перенесено на другой предмет, поэтому и называют такое значение переносным.
3. Русский язык очень богат такими переносами:
железный гвоздь ? железная воля,
золотые часы ? золотой характер,
медвежья шкура ? медвежья услуга,
холодный ветер ? холодные глаза,
чёрный костюм ? чёрные мысли.
Нетрудно заметить, что словосочетание второго столбика, в котором оказались прилагательные с переносным значением, не только информируют нас о каком?то качестве человека, но оценивают его, образно, ярко описывают: каменное сердце, ледяная улыбка.
4. Вот мы и открыли один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка: в нём очень много слов, которые употребляются на только в прямом, но и в переносном, образном значении.
2 . Расскажите, что вы узнали о прямом и переносном значении слова. В своём рассказе используйте следующую схему.
Ответ:
1. Прямое и переносное значение слов.
2. Лексическое значение слова может быть прямым или переносным. Прямое значение слова прямо называет предмет, действие или признак: седая голова, вершина горы, волчий хвост, потерять шляпу. Переносное (образное) значение переносит наименование предмета на другой предмет: седая зима, вершина славы, волчий аппетит, потерять покой.