Ответы к странице учебника по русскому 134

368. Представьте себе речевые ситуации, соответствующие данным схемам. Опишите эти ситуации (например, PC: в школе на уроке учитель объясняет новый материал). Какой речью следует воспользоваться в каждой из них — разговорной речью, художественной речью или деловым стилем?

Ответ:

1) На родительском собрании учитель читает доклад о правильном воспитании детей (деловой стиль);
2) ученик пишет сочинение о своих увлечениях (художественный стиль);
3) мальчик интересуется настроением своего друга (разговорная речь).

369. 1. Прочитайте текст.
   2. Что мешало мальчику решать задачу? Нужны ли детали и подробности в деловом описании?
   3. Можете вы представить себе купца по тексту задачи? а по художественному описанию? Что помогло вам «увидеть» этого человека?
   4. Выпишите из последнего абзаца выделенные слова. К какой части речи они относятся и какова их роль в описании?

Ответ:

1. Известный русский писатель А. Н. Толстой в повести «Детство Никиты», рассказывая о себе, вспоминает, сколько мучений ему принесла математика. Уже в детстве у него было сильно развито воображение — черта обязательная, важная для писателя, — и оно уносило его в сторону от текста задачи.
   «Купец продал несколько аршин синего сукна по 3 рубля 64 копейки за аршин и чёрного сукна…» — прочёл Никита. И сейчас же, как и всегда, представился ему этот купец из задачника.
   Он был в длинном пыльном сюртуке, с жёлтым унылым лицом, весь скучный и плоский, высохший. Лавочка его была тёмная, как щель; на пыльной плоской полке лежали два куска сукна: купец протягивал к ним тощие руки, снимал куски с полки и глядел тусклыми глазами на Никиту.

2. Решить задачу мальчику мешало сильно развитое воображение.
В деловом описании детали и подробности не нужны.

3. Я не могу представить себе купца по тексту задачи, но по художественному описанию это можно сделать.
"Увидеть" этого человека помогло подробное описание его внешнего вида.

4.  Жёлтым, унылым, скучный, плоский, тёмная, пыльной, плоской, тощие, тусклыми. Это имена прилагательные, они помогают сделать описание ярче и образнее.

370. 1. Прочитайте текст. Спишите второй абзац.
   Виктор Владимирович ВИНОГРАДОВ (1895—1969) — выдающийся русский учёный?филолог. Он окончил Петербургский университет и Петроградский археологический институт.
   Научные интересы Виктора Владимировича были всегда необычайно широки. Он занимался исследованием русской грамматики, разработал стилистику русского языка. Написал замечательную книгу «Русский язык. Грамматическое учение о слове», которая до сих пор остаётся настольной книгой лингвистов и преподавателей русского языка.
   С большим увлечением В. В. Виноградов изучал строение художественных произведений, язык и стиль русских писателей: Пушкина, Гоголя, Лермонтова. Он создал новое направление в лингвистике — науку о языке художественной литературы.
   2. Ответьте на вопросы:
1) «Университет» и «институт» — что общего у этих понятий и чем они различаются?
2) Какое высшее  учебное  заведение  раньше  окончил  В. В. Виноградов — университет или институт? Какие свидетельства этого  имеются  в тексте?
3) Как вы понимаете выражение настольная книга лингвистов?
4) Какое новое научное направление в лингвистике создал В. В. Виноградов?

Ответ:

1. Научные интересы Виктора Владимировича были всегда необычайно широки. Он занимался исследованием русской грамматики, разработал стилистику русского языка. Написал замечательную книгу «Русский язык.

2. 1) Университет и институт ? это высший учебные заведения. Разница между ними в том, что в университете проводится подготовка специалистов и магистров из разных областей науки, а в институте ? обучение и подготовка специалистов в одном определенном направлении.
2. В.В.Виноградов раньше окончил университет. Об этом свидетельствует порядок передачи сведений в тексте.
3. Настольная книга лингвистика ? это книга, которую лингвисты должны постоянно иметь у себя под рукой.
4. В.В.Виноградов создал новое научное направление в лингвистике ? науку о языке художественной литературы.