Ответы к странице учебника по русскому 133

365. Представьте себе, что в воскресенье ученики вашей школы могут  пойти  в картинную  галерею.  Вам  нужно:  а) устно  объявить об экскурсии ученикам класса; б) написать о  ней официальное  объявление  для  учеников  школы.  Составьте и запишите  два  текста.  В каком  из  них  вы  воспользуетесь разговорной речью, а в каком — официально-деловой?

Ответ:

а)   Ребята, в субботу мы всем классом идём в исторический музей. Собираемся возле школы в 9 утра. (Разговорная речь)

б)   Одноклассники, прошу внимания! В субботу, 20 апреля, наш класс идёт на экскурсию в исторический музей. Сбор у школы в 9:00. Явка обязательна! Спасибо за внимание! (Официально-деловая)

366. Удачны ли высказывания ребят, приведённые в книге Норы Галь «Слово живое и мёртвое»? Какое слово не соответствует речевой ситуации? Почему? Замените его другим, более подходящим. Поясните эту замену.
Бегут двое мальчишек лет по десяти — двенадцати, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».

Ответ:

Ситуации не соответствует слово "вручил", поскольку оно больше подходит не для разговорного, а для книжного стиля.
Бегут двое мальчишек лет по десяти ? двенадцати, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: "А билеты я тебе отдал?" И другой, пыхтя, отвечает: "Отдал, отдал".

367. 1. Прочитайте  тексты,  определите,  к  какой  разновидности языка относится каждый из них.
   1) Ветер — перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем. (Энциклопедический словарь)
   2) Вдруг в стоячем воздухе что?то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. (А. Чехов)
   2. Объясните, какой из текстов уместен в учебнике географии или в справочной литературе, какой — в художественном произведении? Почему? Одинаковые или разные задачи решают авторы текстов? Какие именно?
   3. Спишите художественный текст. Обозначьте корни в словах с орфограммой. Слова с проверяемой безударной гласной подчеркните.
   4.  Разберите по составу выделенные слова.

Ответ:

1. 1) - научный, 2) - художественная речь.

1. Первый текст относится к научному стилю и уместен в учебнике географии или в справочной литературе. Второй текст относится к художественному стилю и уместен в художественном произведении. Авторы текстов решают разные задачи: первый текст ? сообщение точных сведений, второй текст ? изображение общей картины.

3. Вдруг в стоячем воздухе что?то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце.

4. Перемещени[е], поверх н ость[ю], движени[ем], закруж и л [а]сь.