Ответы к странице учебника по русскому 91

245.  1. От данных слов образуйте новые по схеме: о + -чик(?).
Какой способ словообразования она иллюстрирует? Можно ли по этой схеме определить морфологические  признаки нового слова (часть речи, род, число, падеж)?  Докажите.
1) Стакан, карман.
2) Перевозить, докладывать, переплетать.
    2. Объясните почему данные слова разделены на две группы. От слов какой группы образуются существительные со значением "человек"? Какая морфема придаёт словам это значение?

Ответ:

1. 

1) Стакан + ?чик > стаканчик, карман + ?чик > карманчик.
2) Перевозить + ?чик > перевозчик, докладывать + ?чик > докладчик, переплетать + ?чик > переплётчик.
По этой схеме можно догадаться о том, что образованное слово будет существительным мужского рода, единственного числа в именительном падеже.

2. В словах первой группы даны существительный, а в словах второй ? глаголы. Существительные со значением "человек" образуются от слов второй группы, это значение придаёт им суффикс ?чик.

246.  От указанных слов образуйте и запишите существительные со значением "музыкант, играющий на ...". Какие морфемы вы использовали для образования таких слов? Как называется этот способ образования? В случае сомнения в написании слов смотрите в орфографический словарь.
Пи..нино, акк..рд..он, в..ол..нчель, г..тара, б..ян, скрипка, труба, б..рабан.

Ответ:

Пианино, аккордеон, виолончель, гитара, баян, скрипка, труба, барабан.
Пианист, аккордеонист, виолончелист, гитарист, баянист, скрипач, трубач, барабанщик.
Для образования этих слов я использовал суффиксы ?ист, ?ач, ?щик. Этот способ словообразования называется суффиксальным.

247. Выпишите из текста слова с суффиксами ?ушк? и ?ишк?. Каково значение этих суффиксов?
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка?старушка
Из окна глядит.
Внукам?шалунишкам
По колено снег,
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег. (А.Блок)

Ответ:

Избушка, бабушка, старушка, шалунишкам, ребятишкам.

Эти суффиксы придают словам уменьшительно?ласкательное значение.

248. 1. Запишите как можно больше слов, образованных по данной схеме: ¬ + говорить >
Какой частью речи будут записанные вами слова и почему? Определите, меняется ли лексическое значение слова в каждом примере.
    2. Придумайте и запишите предложения со словами, которые вы образовали.

Ответ:

1. Записанные слова будут глаголами, поскольку исходное слово является глаголом, и к нему просто добавляется приставка.
Заговорить, проговорить, наговорить, подговорить, уговорить, приговорить, договорить, отговорить, переговорить, разговорить, выговорить, обговорить.
Значение каждого слова меняется, поскольку приставки придают словам разные значения.

2. Я боюсь заговорить с ней. Проговори скороговорку несколько раз. Вчера я наговорил тебе лишнего. Он хотел подговорить одноклассников прогулять урок. У меня не получается уговорить родителей на покупку приставки. Суд приговорил подсудимого к трём годам лишения свободы. Он не дал мне договорить. Я попытаюсь отговорить его делать это. Этого человека невозможно переговорить. Я могу разговорить даже самого молчаливого собеседника. Мальчик пока не умеет выговаривать букву р. Думаю, нам следует обговорить возникшую проблему.