Ответы к странице учебника по русскому 50

123. Объясните,  что  изучает  этимология. Расскажите  об  этимологии  слов  ломоть,  мешок,  желудок,  используя  информацию рубрики «Возьмите на заметку!».

Ответ:

Этимология изучает происхождение слов, исторические изменения в морфемном  строении  слов.

Ломоть (ист. от слова ломать, раньше  хлеб  отламывали  от  буханки  или  каравая, а не резали);
мешок (ист.  от  мех  —  «мешок,  изготавливаемый  из  звериных шкур»);
желудок (ист. от  жёлудь;  назван  по  сходству желудка  с  жёлудем).

124. Учимся  говорить  на  лингвистическую  тему
Используя  данную  ниже  информацию,  кратко  расскажите о происхождении слов.
Ветчина (ист. от  ветхий  + -ин-;  букв.: «старое  мясо,  припасённое впрок»).
Висок   (ист. от висеть + -ок-; букв.: «висящая прядь волос»).
Истин а (ист. от и?стый — «подлинный», «настоящий» + -ин-).
Мятеж   (ист. от мять — «мять», «топтать» + -еж-).

Ответ:

Ветчина образовалось от  слова ветхий  + суффикс -ин-;  означает  «старое  мясо,  припасённое впрок». 
Висок - от висеть + суффикс -ок-;  «висящая прядь волос». 
Истина - от и?стый — «подлинный», «настоящий» + -ин-. 
Мятеж  - от слова мять — «мять», «топтать» + -еж-.

125. Из текста упр. 113 выпишите выделенные слова и выполните их морфемный разбор.

Ответ:

Червив[ыми], шляпк[а], кустик[ов], северн[ых].

126. Объясните,  как  вы  понимаете  высказывание  Марии  Александровны Рыбниковой (1885—1942), которое является эпиграфом к разделу «Строение слова. Морфемика». Спишите эпиграф, соблюдая правила орфографии и пунктуации.

Ответ:

...Найти корень слова ? это значит найти его внутренний, затаённый смысл ? то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.

Найти корень слова ? это понять, что обозначает данное слово, понять его происхождение и найти ряд однокоренных слов. Корень ? самая важная и основная часть слова, без которого слова не может существовать.

§ 22 Как  образуются  формы  слова

127. 1. Внимательно прочитайте текст.
   2. Ответьте на вопросы.
1) Изменяется ли лексическое значение слова при изменении его формы?
2) Какая морфема принимает участие в образовании форм слова?
3) Выделяется ли окончание в изменяемых частях речи?
4) Что обозначает схема ?
5) Что называется окончанием и основой слова?

Ответ:

1. Многие слова в русском языке изменяются. Имена существительные и прилагательные склоняются, глаголы спрягаются. При склонении и спряжении слова его лексическое значение остаётся прежним, так как неизменной остаётся основа слова ? часть слова без окончания:?. Меняется только окончание, образуя ту или иную форму слова.

Как происходит в русском языке образование форм слова, можно показать в виде схемы.

               ?
____ + < ?
               ? ...
Итак, окончание образует разные формы одного и того же слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Формы слова отличаются только окончаниями.

2. 1) При изменении формы слова его лексическое значение не изменяется.
2) В образовании форм слова принимает участие такая морфема, как окончание.
3) В изменяемых частях речи окончание выделяется.
4) Данная схема обозначает, как в русском языке происходит образование форм слова.
5) Окончанием называется морфема, образующая разные формы одного и того же слова и служащая для связи слов в словосочетании и предложении. Основной называется часть слова без окончания.