Ответы к странице учебника по русскому 15

19. 1. Прочитайте. Как вы понимаете основную мысль каждого текста?
   1) Звук — это одно, а буква — это другое. Такой, казалось бы, безобидный закон, а сколько огорчений он вызывает у школьников. Написано «борода», а  читать нужно «барада». Хочется написать «тилифон ни работаит», а изволь писать «телефон не работает», — писать, как никто не говорит. И  вот возникают ошибки. А за ошибками разные неприятности. (По Л.  Успенскому)
   2) Люди очень привыкли верить буквам, не отдавая себе отчёта в том, что произносим мы вовсе не буквы, а звуки, что буквы  — всего лишь придуманный людьми способ передавать звучащую речь. И как, в сущности, смешно, когда говорят про маленького ребёнка: «Он уже говорит букву р». Подумайте только: читать ещё не умеет, а букву уже говорит! (Н.А.Еськова)
   2. Расскажите о том, как могут различаться произношение и написание слова.

Ответ:

1. Основная мысль   текстов заключается в том, что звук и буква ? это не одно и то же. Не всегда пишется так, как слышится, поэтому нужно различать звуки и буквы и знать правила для безошибочного написания.

2. Когда мы произносим слово, нам слышатся звуки, однако эти звуки могут отличаться от букв, из которых состоит слово. Поэтому нельзя писать только так, как слышится. Например, мы говорим карова, а пишем корова.

20. Определите, какие слова имеют в своем составе согласные звуки:
а) только твёрдые;
б) только мягкие;
в) твердые и мягкие;
г) только звонкие;
д) только глухие;
е) звонкие и глухие.
Сопоставьте звуки и буквы в данных словах.
Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи,  охота, Ольга, делить, столпиться, завидно, сбор, ягода.

а) сказал[сказал]; стол[стол]; охота[ахота]; сбор[сбор].

б) учитель[уч'ит'ил']; делить[д'ил'ит'].

в) тетрадь[т'итрат']; сходи[схад'и];  Ольга[ол'га]; столпиться[сталп'ица]; завидно[зав'идна]; ягода[j'агада].

г) Ольга[ол'га]; завидно[зав'идна]; ягода[j'агада].

д) охота[ахота].

е) учитель[уч'ит'ил']; сказал[сказал]; тетрадь[т'итрат']; стол[стол]; делить[д'ил'ит']; столпиться[сталп'ица]; сбор[сбор].

21. Объясните, чем различаются буквы и звуки. Выполнив задание, сделайте вывод. Затем правильно произнесите согласные звуки [к], [л], [м], [н’], [р], [с’], [ф], [х’], [ш], [щ’]. После этого правильно произнесите названия соответствующих букв: к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ.

Ответ:

Главное различие заключается в том, что звуки служат для того, чтобы слова можно было произносить и слышать, а буквы ? чтобы читать и писать.

22. Назовите буквы и звуки, из которых состоит каждое из данных слов. Запишите слова, произношение и написание которых различаются. Выделите орфограммы в этих словах.
Столб, продать, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог, ложка, счёт, столик, прибыл, влезть, прошли, есть, печь, школьник, тощий, русский.

Ответ:

Столб [столп], продать [прадат?], сдать [сдат?], брось [брос?], нож [нош], жизнь [жыз?н?], стог [сток], ложка [лошка], счёт [щ?от], влезть [вл?ес?т?], прошли [прашл?и], есть [й?эс?т?], печь [п?еч?], школьник [школ?н?ик], русский [руск?ий?].

23. Приведите примеры слов, в которых звуки [с] и [с'] обозначаются буквами с, з.

Ответ:

матрос [с]
повозка [с]
проседь [с']
кладезь [с']