Ответы к странице учебника по русскому 127

349. Допишите русские пословицы. Докажите, что в них использованы антонимы.
1) Сытый голодного ... .
2) Живое слово дороже ... .
3) Не мудрено начать ? ... .
4) Маленькое дело лучше ... .
5) По одёжке встречают ? ... .
6) Меньше говоришь ? ... .
7) На смелого собака лает, ... .
   2. В глаголах выделите морфемы, объясните их написание.
   3. Расскажите, как вы понимаете смысл одной из пословиц.

Ответ:

1) Сытый голодного не разумеет.
2) Живое слово дороже мёртвой буквы.
3) Не мудрено начать ? мудрено кончить.
4) Маленькое дело лучше большого безделья.
5) По одёжке встречают ? по уму провожают.
6) Меньше говоришь ? больше делаешь.
7) На смелого собака лает, а труса кусает.


В пословицах использованы слова, противоположные по значению, следовательно, они являются антонимами: сытый ? голодный, живой ? мёртвый, начать ? кончить, маленький ? большой, встречать ? провожать, меньше ? больше, смелый ? трус.

Сытый голодного не разумеет ? так говорится о том, кто, имея всё, не понимает нужд, неудобств и желаний другого.

350.  1. Определите, сколько фразеологических оборотов использовано в тексте?шутке. Докажите, что в эти фразеологизмы входят слова, употреблённые в переносном значении.
  Чтобы вырасти в глазах другого человека, не стоит стрелять глазками, лезть в глаза, есть его глазами, мозолить ему глаза. И уж ни в коем случае нельзя пускать пыль в глаза и хлопать глазами. Иначе этот человек, у которого глаз намётан, смерит вас глазами и скажет: "С глаз долой!"
   2. Продолжите перечень фразеологизмов со словом глаза.

Ответ:

1. 10 фразеологических оборотов: вырасти в глазах человека, стрелять глазками, лезть в глаза, есть глазами, мозолить глаза, пускать пыль в глаза, хлопать глазами, глаз намётан, смерить глазами, с глаз долой.

2. Бросить в глаза, в глазах темнеет, верный глаз, верить своим глазам, в оба глаза, во все глаза глядеть, вращать глазами, вставать перед глазами, вылупить глаза, глаза бы мои не глядели, глаза повылазили, глаза загорелись, глаза и уши, глаза на лоб полезли, глаза на мокром месте, глаз?алмаз, глаза разбегаются, глаза разгорелись, глаза слипаются, глаз в глаз, глаз да глаз, глаз наметан, глаз не отвести, глаз отдыхает, глаз радуется, гнать прочь с глаз, для отвода глаз, говорить в глаза, за глаза, закрывать глаза на что?либо, глазом не моргнуть, измерить глазами, иди с глаз, колоть глаза, куда глаза смотрят, лопни мои глаза, не в бровь, а в глаз, не верить своим глазам, невооружённым глазом, не смыкать глаз, острый глаз, открыть глаза, пожирать глазами, разуй глаза, сглаза на глаз, с закрытыми глазами, смотреть в глаза чему?то, смотреть чьими?нибудь глазами, тыкать в глаза, хоть глаз выколи, хоть одним глазком взглянуть, худой глаз.

351. Что обозначают фразеологизмы белая ворона, стреляный воробей, делать из мухи слона? Составьте с ними предложения. В  разговорной  или  книжной  речи  уместно  употребление этих фразеологизмов?

Ответ:

Белая ворона ? так говорят о том, кто резко выделяется среди других, кто не похож на окружающих.
Стреляный воробей ? бывалый, опытный человек.
Делать из мухи слона ? сильно, необоснованно преувеличивать значение чего?либо незначительного.
Он никак не может найти общий язык с коллективом, потому что все считают его белой вороной. С ним можно не боятся взбираться на гору, он стреляный воробей. Не делай из мухи слона, эту ситуацию легко исправить!

Эти фразеологизмы допустимы и в разговорной, и в книжной речи.

352. Отгадайте, какие фразеологизмы изображены на этих шутливых рисунках. Составьте и запишите предложения с этими устойчивыми выражениями.

Ответ:

Закрыть рот на замок, сесть в калошу, заткнуть за пояс, вылететь в трубу, водить за нос, заметать следы.

Во время урока мне пришлось закрыть рот на замок. Он не нашёл слов в своё оправдание и сел в калошу. Он знал ответы на все вопросы и заткнул всех остальных конкурсантов за пояс. Все его усилия вылетели в трубу. Кот весь день водил пса за нос. Преступники забыли замести следы и были пойманы уже на следующий день.