Ответы к странице учебника по русскому 23

46. 1. Выделите те заголовки, в которых содержится мысль сочинения.
1) Один день каникул. ? Самый скучный день каникул.
2) Забавная история. ? История из жизни.
3) Наша собака (кошка). ? Наша любимица. ? Мой верный друг.
4) Ландыш. ? Мой любимый цветок.
5) Мой верный помощник ластик. ? Обычный ластик. ? Ластик.
6) Как мы работали на садовом участке. ? Как хорошо мы поработали на садовом участке!
7) Как мы охотились (ездили на рыбалку). ? Необычная охота (рыбалка).
   2. Какая тема вас заинтересовала? Напишите сочинение на эту тему?

Ответ:

1. 1) Один день каникул. ? Самый скучный день каникул.
2) Забавная история. ? История из жизни.
3) Наша собака (кошка). ? Наша любимица. ? Мой верный друг.
4) Ландыш. ? Мой любимый цветок.
5) Мой верный помощник ластик. ? Обычный ластик. ? Ластик.
6) Как мы работали на садовом участке. ? Как хорошо мы поработали на садовом участке!
7) Как мы охотились (ездили на рыбалку). ? Необычная охота (рыбалка).

2.                      Мой верный друг
   Несколько лет назад я нашел на улице маленький дрожащий комочек. То был совсем крошечный брошенный щенок. Я не смог оставить его на произвол судьбы и забрал домой, назвав его Джеком.
Дома малыш Джек почувствовал себя в безопасности и быстро освоился. С тех пор мы стали неразлучными друзьями. Джек превратился в крупного пса с невероятно добрым взглядом. Однако, если он чувствует, что мне угрожает опасность, он всегда спешит на помощь и защищает от всех обидчиков. Он очень умный, благодарный, преданный пёс и мой верный друг.

47. 1. Всегда ли основная мысль бывает сформулирована? Прочитайте текст. Нравятся ли писателю щенки? По каким словам вы это определили? Какова основная мысль отрывка? Выражена ли она автором прямо в каком?либо одном предложении или содержится во всём тексте?
В маленькой комнате на сером половичке? копошились серые пушистые существа. Они были похожи на б..льшие клубки шерсти. Клубки разм..тались, и  за каждым т..нулась толстая ш..рстяная нитка  — хвостик. Из каждого клубочка см..трели серые глаза, и у  каждого болтались мягкие маленькие уши. Щенки всё время двигались, зал..зали друг на дружку, попискивали. (Ю.Яковлев)
    2. Спишите слова с пропущенными буквами. Объясните их правописание.

Ответ:

1. Основная мысль не всегда бывает сформулирована. Писателю нравятся щенки, я определил это по словам, которыми автор описывает их: пушистые существа, хвостик, клубочка, мягкие ушки, попискивали. Основная мысль ? то, как выглядели и вели себя щенки. Она содержится во всём тексте.

2. Большие (больше), размотались (размотка),  тянулась (тянет), шерстяная (шерсть), смотрели (смотрит), залезали (залез).

48. 1. Определите стиль каждого текста, тему и основную мысль. Подумайте над тем, имеется ли связь между стилем и основной мыслью текста (в тексте какого стиля может быть отражено отношение автора к описываемому, а какого ? нет).
   1) Рябина ? дерево высотой 4 ? 10 м. Ствол покрыт серой гладкой корой. Цветки мелкие, белёсые, с сильным запахом, плоды сочные. Живёт рябина 100 ? 200 лет.
   2) Есть что?то весёлое, радостное, русское, в этом деревце, которое всегда и всем улыбается.
Ствол рябины чист и гладок, покрыт тонкой блестящей корою. Цветёт рябина поздней весной, когда оденутся в зеленую одежду леса, поют, заливаются на опушках и на берегах рек и лесных ручьёв звонкоголосые соловьи. Летом на рябине начинают краснеть гроздья небольших круглых ягод. (По И.Соколову?Микитову)
   2. Из первого текста выпишите слова, в корнях которых есть орфограммы. Объясните написание этих слов.
   3. Из второго текста выпишите слова, в которых есть буква ь. Объясните, в каких случаях она выполняет разделитель- ную функцию, а в каких используется для обозначения мягко с ти согласного.

Ответ:

1. 1) Стиль текста: научный.
Тема: рябина.
Основная мысль направлена на характеристику рябины.
2) Стиль текста: художественный.
Тема: рябина.
Основная мысль направлена на описание рябины, которую автор находит весёлой, радостной и улыбчивой.
В тексте художественного стиля может быть отношение автора к описываемому, а в тексте научного стиля ? нет.

2. Рябина ?  ря?бь,  дерево ? дере?вья, высотой ?  высоты, корой ? ко?рка, цветки ? цве?т, белёсые ? бе?лый ,  запахом ? па?хнуть , плоды ? пло?д, живёт ? жи?ть.

3. Есть (показатель мягкости), ручьёв (разделительный), соловьи (разделительный), краснеть (показатель мягкости), гроздья (разделительный), небольших (показатель мягкости).