Ответы к странице учебника по русскому 121

333. Учимся  читать  и  понимать  лингвистический  текст
1.  Познакомьтесь  с  планом  и  образцом  лексического  анализа слова. В 5 классе вы будете работать только с 1, 2 и 3?м пунктами плана.
    1. Записать слово в начальной форме и определить его лексическое значение (с помощью словаря).
    2. Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
    3. Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
Образец
      Леса в жемчужном инее.
    1. Жемчужный  —  напоминающий  жемчуг  своим  видом,  блеском, оттенком.
    2. Слово употреблено в переносном значении (эпитет).
    3. Синонимы: белый, серебристый.
2.  Выполните лексический анализ выделенных слов.
1) В багровом зареве закат шипуч и пенен, берёзки белые горят в своих венцах. 2) Солнце садится за горы лесистые,  рог  золотой выплывает луны. (С.Есенин)

Ответ

1. Багровый - красный густого, тёмного оттенка.
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Синонимы: тёмно-красный.

1. Гореть - сверкать, блестеть.
2. Слово употреблено в переносном значении (метафора).
3. Синонимы: сверкать, блестеть. Антоним: тускнеть.

1. Лесистый - заросший лесом.
2. Слово употреблено в прямом значении.
3. Антоним: безлесный.

1. Золотой - цвета золота.
2. Слово употреблено в переносном значении (эпитет).
3. Синонимы: золотистый.