Ответы к странице учебника по русскому 62

162. Используя следующие пары слов и союзы и, а, но, да, или, составьте и запишите предложения с однородными членами.
Весело, дружно; д..ждливый, (не)на(с,ст)ный; солнце, месяц; объ..д..няться, ср..жаться, ги(п,пп)опотам, гори(л,лл)а.

Ответ:

Весело, дружно; дождливый (до?ждь), ненастный (не употре. без не; ненас т ье); солнце, месяц; объединяться (словар.; еди?ный), сражаться (словар.), гиппопотам (словар.), горилла (словар.).

Весело и дружно шагают ребята по тропе. День выдался дождливый да ненастный. На небе можно увидеть солнце или месяц. Людям следует объединятся, а не сражаться. Мы знали, что в следующем вольере будет гиппопотам или горилла.

163 1. Из  текста  упр. 47  выпишите  два  сложных  предложения, в которых части соединены союзом и. Обозначьте грамматические основы предложений.

Ответ:

Клубки  размотались,  и за  каждым  тянулась  толстая  шерстяная нитка —  хвостик.  Из  каждого  клубочка  смотрели  серые  глаза,  и у каждого  болтались мягкие  маленькие уши. 

ЧАСТИЦА

164. Прочитайте текст. Какую роль играют частицы в данных предложениях?
Есть в русском языке ещё одна служебная часть речи. Это частица. Умелое использование частиц делает речь более точной и выразительной. Частицы помогают говорящему выразить вопрос, сомнение, восклицание, отрицание, уточнение. Сравните:
Он приедет? ? Неужели он приедет?
Это твоя книга? ? Разве это твоя книга?
Красивая собака! ? Какая красивая собака! Что за красавица!
Я поеду с тобой. ? Именно я поеду с тобой

Ответ:

В данных предложениях частицы играют усилительную роль.

165. 1. Прочитайте пословицы и изречения. Объясните значение некоторых из них (на выбор). Запишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
1) В радости знай меру, в б..де веры (не) т..ряй.
2) (Не) будь упрям, а будь прям.
3) Плохой друг, как тень: в солнечный день беги ? (не) убежиш(?), а в пасмурный день ищи ? (не)сыщеш(?). (Абай Кунанбаев)
4) Злой человек и самого себя (не)навидит.
    2. Объясните правописание частицы не в предложениях данного упражнения. Со словами какой части речи употреблена эта частица?

Ответ:

1. 1) В радости знай меру, в беде (бе?дный) веры не   теряй (не + глаг.; поте?ря). ? Наслаждайся, когда тебе хорошо, а не требуй большего, верь и надейся на лучшее, когда тебе плохо.
2) Не   будь (не + глаг.) упрям, а будь прям. ? Говори по сути и объясняй свою точку зрения, а не просто навязывай своё мнение.
3) Плохой друг, как тень: в солнечный день беги ? не   убежишь (не + глаг.; ь на конце глаг. после шипящ.), а в пасмурный день ищи ? не сыщешь (не + глаг.; ь на конце глаг. после шипящ.). ? Плохой друг будет рядом с тобой только в хорошую минуту и оставит тебя одного, когда окажешься в беде.
4) Злой человек и самого себя ненавидит (не употр. без не). ? Злой человек не любит не только других людей, но и самого себя.

2. Частица не употреблена с глаголами.

166. 1. Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу частицы неужели, как, что за, уж, ведь.
1) Голубушка, ... хороша! Ну ... за шейка, .. за глазки! (И.Крылов)
2) Скажи?ка, дядя, ... недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? (М.Лермонтов)
3) Правду молвить, молодица ... и впрямь была царица. (А.Пушкин)
4) ... царица отпрыгнёт, да ... ручку замахнёт, да по зеркальцу ... хлопнет!(А.Пушкин)
5) ... ты ему веришь?
    2. Прочитайте предложения выразительно, соблюдая нужную интонацию. Объясните, какие частицы помогают лучше выразить восклицание, вопрос.

Ответ:

1. 1) Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!
2) Скажи?ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана?
3) Правду молвить, молодица уж и впрямь была царица.
4) Как царица отпрыгнёт, да как ручку замахнёт, да по зеркальцу как хлопнет!
5) Неужели ты ему веришь?

2. Выразить восклицание помогают частицы как, что за, уж.
Выразить вопрос помогают частицы ведь, неужели.