Ответы к странице учебника по русскому 28

56. 1. Определите, в каких словах есть орфограмма, а в каких - ее нет.
Вода, край, том, лом, бежал, гора, тайна, моя, рука.
2. Затем запишите слова в два столбика: без орфограммы (дом) и с орфограммой (леса?). К словам с орфограммами подберите проверочные.

Ответ:

1) Вода. В слове вода есть орфограмма, так как есть выбор букв о ? а (во/ада).
Край. В слове край нет орфограммы, так как нет выбора букв.
Том. В слове том нет орфограммы, так как нет выбора букв.
Лом. В слове лом нет орфограммы, так как нет выбора букв.
Бежал. В слове бежал есть орфограмма, так как есть выбор букв е ? и (бе/ижал).
Гора. В слове гора есть орфограмма, так как есть выбор букв о ? а (го/ара).
Тайна. В слове тайна нет орфограммы, так как нет выбора букв.
Моя. В слове моя есть орфограмма, так как есть выбор букв о ? а (мо/ая).
Рука. В слове рука нет орфограммы, так как нет выбора букв.

2) Без орфограммы:
край;
том;
лом;
тайна;
рука.
С орфограммой:
в о д а? ? ( в о? д н ы й );
б е ж а? т ь ? ( б е? г );
г о р а? ? ( г о? р к а );
м о я? ? ( м о? й ).

57. 1. Выразительно прочитайте высказывание. Как вы понимаете его смысл?
   Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. (К.Ушинский)
   2. Спишите высказывание. В выделенных словах обозначьте орфограммы и корень. Какие слова имеют общий корень, то есть являются однокоренными?

Ответ:

1. Изучая родной язык, ребёнок не просто познаёт звуки, а перенимает всю духовную силу, знания и опыт, накопленные его народом.

2. Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Однокоренными являются слова родной, родимой, родного.

58. 1. Прочитайте отрывок из стихотворения С.А. Есенина сначала про себя, а затем выразительно вслух.
   2. Спишите текст, обращая внимание на знаки препинания. Проговаривайте слова по слогам.
   3. Проверьте, не допустили ли вы ошибки в написании слов. Для этого выделите корни с орфограммой (земля?), подберите проверочные слова. В словах первой строфы укажите также приставки.
Найдите в тексте слова, которые так отражаются в упрощенной транскрипции: [жжаты], [сырас'т'], [асталас'],  [с’иво?дн’а]. Произнесите их вслух.

Ответ:

1. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость,
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем?совсем немного
Ждать зимы седой осталось.

2. Спишите стихотворение.

3. Нивы сжаты, рощи голы,
От воды ( в о? д н ы й ) туман и сырость,
Колесом ( к о л ё с а ) за сини горы
Солнце (солнышко) тихое скатилось ( к а? т и т с я ).
Дремлет взрытая дорога (?оро?).
Ей сегодня (словар.) примечталось ( м е? ч т ),
Что совсем?совсем немного
Ждать зимы ( з и? м н и й ) седой ( с е? д ) осталось.

4) Сжаты, сырость, осталось, сегодня.