Ответы к странице учебника по русскому 132

362. 1. Прочитайте тексты и укажите, в каких ситуациях могут быть использованы  эти высказывания.
- Оля, а кто такой Тимур?
...Это один царь такой, ? намыливая себе лицо и руки, неохотно ответила Ольга, ? злой, хромой, из средней истории.
(А.Гайдар)
Книжная речь
Тимур (Тамерлан), годы жизни 1336?1405, среднеазиатский полководец и завоеватель. Предпринял ряд походов в Среднюю Азию, на Ближний восток, в Индию. Завоевания Тимура сопровождались массовым истреблением покорённого населения и беспощадным разорением целых стран.
(Энциклопедический словарь)
   2. Сравните содержание текстов. В каком из них мы находим точные сведения о Тимуре? Каковы задачи речи в том и другом случае? (Вспомните повесть А.Гайдара. С какой целью Женя заводит с сестрой разговор о Тимуре? Ей действительно нужны сведения об этой исторической личности или ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с таинственным, незнакомым мальчиком?)
   3. Сравните тексты еще раз. Найдите в первом тексте слова и обороты непринуждённые (разговорные), а во втором ? книжные, характерные для научной речи.
   4. В каком тексте использованы диалогическая речь; обращение; вопросительное предложение? Как вы думаете, почему?

Ответ:

1.

2. Точные сведения о Тимуре мы находим во втором тексте. Задача речи в первом случае ? общение, во втором ? сообщение. Женя заводит разговор о Тимуре, так как ей не терпится поделиться впечатлениями о встрече с таинственным, незнакомым мальчиком.

3. Разговорные обороты: помолчала и опять спросила, а кто такой, это один царь такой, неохотно ответила, из средней истории.
Книжные обороты: годы жизни, предпринял ряд походов, завоевания сопровождались массовым истреблением, беспощадным разорением.

4. Диалогическая речь, обращение и вопросительные предложения использованы в первом тексте, поскольку все эти приёмы свойственны разговорной речи.

363. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы. Проанализируйте  тексты,  обозначая  речевую  ситуацию  и указывая, разговорная это речь или научная. Сделайте выводы.
1) Футб..лист ударил по м..чу. Ударил — значит, его нога ок..зала определённое воздействие на мяч, и скорость м..ча ув..личилась.
2) Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно б..ёт с ходу. Мяч со свистом л..тит в в..рота

Ответ:

1) Футболист (футбол) ударил по мячу мяч). Ударил — значит его нога оказала (ока?зывать) определённое воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась (словар.) (книжная речь, 1?много, о/о).
2) Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот — бац! — неожиданно бьёт (раздел. ь) с ходу. Мяч со свистом летит ( полё?т ) в ворота (словар.)(разговорная речь, 1?1, н/о).

364. Прочитайте текст. Докажите,  что  он  относится  к  художественной речи. Определите стиль речи. Найдите слова и выражения, характерные для неё. Спишите текст.
? А какая Италия?
? Италия, сынок, х..рошая. Жарко там, со..нца много, фрукты всякие р..стут, сладкие да вкусные. Все там ч..рные от солнца ходят, а з..мы вовсе нет.
(Ю. Казаков)

Ответ:

Разговорный стиль речи: а какая Италия?, сынок, всякие, чёрные ходят, вовсе нет.
? А какая Италия?
? Италия, сынок, хорошая (словар.). Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут, сладкие (сладок) да вкусные. Все там чёрные ( чернеть ) от солнца ходят, а зимы ( зи?мний ) вовсе нет.