Ответы к странице учебника по русскому 31

63. 1. Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ на тему "Наш язык" (см.текст предыдущего упражнения). Постарайтесь рассказать так, будто вы объясняете что?то незнакомое своим товарищам, родителям.
1. Язык ? врождённое явление, или языку мы учимся, живя среди людей?
2. Над какими вопросами, связанными с языком, размышляют люди?
3. Какая наука изучает язык?
    2. А теперь попробуйте найти более подробный ответ на один из  поставленных  вопросов,  используя  материалы  справочников, энциклопедий или ресурсы Интернета.

Ответ:

1. Мы говорим так еж естественно, как едим, ходим, спим... И, как правило, не задумываемся над тем, что "естественность" нашей речи ? это только видимость. Язык не является врождённым явлением: нас обучили ему, обучило то общество, в котором мы живём. До сих пор люди размышляют над загадкой языка, тайной его происхождения и особенностях. В процессе изучения языка появилась наука, изучающая язык, ? лингвистика.

2. Какая наука изучает язык? Наука которая изучает язык называется лингвистикой. Лингвистика переводится из латинского, как язык, это языкознание или языковедение. Лингвистика изучает все живые языки которые есть на земле, сюда же входят и языковые материалы. Языковыми материалами называются письма, что были написаны на мертвом языке, которым уже давным давно позабыт, и им никто не пользуется в качестве общения. Лингвистика делится на несколько видов: теоретическая лингвистика, прикладная, практическая и эмпирическая. Теоретическая относится к научной, прикладная специализируется на на решении практических заданий, эмпирическая - это лингвистика, которая получает экспериментальный анализ тестов речевых конструкций.

 

§ 14 Орфограммы  в  корнях  слов.   Правила  обозначения  буквами  согласных  звуков

64. 1. Прочитайте текст выразительно, то есть с паузами и смысловыми (логическими) ударениями на отдельных словах, соблюдая нормы произношения. Можно ли данный текст озаглавить иначе ? "Долг платежом красен"? Докажите.
                  МУРАВЕЙ И ГОЛУБКА
   Муравей спустился к ручью, захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку. Она увидела ? муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела. (Л.Толстой)
    2. Найдите слова с орфограммами согласных в корне. Запишите эти слова, обозначая корень и подчёркивая орфограмму.
    3.  Устно  объясните  правописания  слов  по  данному  ниже  образцу.
    4. Дополните вашу запись проверочными словами.
    5. Выпишите из текста слова, в которых на месте безударного гласного, обозначенного буквой е, произносится звук, близкий к  [и].

Ответ:

1. Данный текст можно озаглавить иначе ? "Долг платежом красен": голубка спасла муравья, бросив ему ветку, когда тот тонул, а муравей отплатил ей добром за добро и спас её от охотника.

2. Захлестнула, голубка, ветку, подполз.

3. З а х л е с т н у л а. В слове захлестнула есть орфограмма, так как есть выбор букв сн ? стн (захле сн/стн ла). В другом слове с тем же корнем (однокоренном) ? з а х л е с т ы в а т ь ? перед гласным возможна только буква т. Значит слово захлестнула нужно писать с буквой т.
Г о л у б к а. В слове голубка есть орфограмма, так как есть выбор букв б ? п (голу б/п ка). В другом слове с тем же корнем (однокоренном) ? г о л у б о к ? перед гласным возможна только буква б. Значит слово голубка нужно писать с буквой б.
В е т к у. В слове ветку есть орфограмма, так как есть выбор букв т ? тт (ве т/тт ку). В другом слове с тем же корнем (однокоренном) ? в е т о ч к а ? перед гласным возможна только одна буква т. Значит слово ветку нужно писать с одной буквой т.
П о д п о л з . В слове подполз есть орфограмма, так как есть выбор букв з ? с (подпол з/с). В другом слове с тем же корнем (однокоренном) ? п о д п о л з а т ь ? перед гласным возможна только буква з. Значит слово подполз нужно писать с буквой з.

4. Захлестнула ? (захлестывать),
голубка ? (голубок),
ветку ? (веточка),
подполз ? (подползать).

5) З а х л е с т н у л а ? з а х л [ и ] с т н у л а,
н е с л а ? н [ и ] с л а,
у в и д е л а ? у в и д [ и ] л а,
т о н е т ? т о н [ и ] т,
у л е т е л а ? у л [ и ] т е л а.