Ответы к странице учебника по русскому 34

68. Распределите слова на две группы:
1) согласный не произносится, а буква пишется;
2) согласный не произносится и буква не пишется, поскольку её нет ни в одном родственном слове.
Доказывайте правильность написания подбором однокоренных слов и выделением корня. При сомнении смотрите в орфографический словарь.
Стра(с,ст)ное желание, отве(с,ст)ная скала, опа(с,ст)ный спуск, изве(с,ст)ный артист, здра(вст,ст)вуй, громко сви(с,ст)нуть, чуде(с,ст)ная книга, вку(с,ст)ный завтрак, уча(с,ст)ник фестиваля.

Ответ:

1) Страстное ? страсть, известный ? весть, здравствуйте ? здороваться, свистнуть ? свистеть, участник ? участие.
2) Отвесная ? отвес, опасный ? опасаться, чудесная ? чудеса, вкусный ? вкус.

69. Составьте и запишите предложения со словами искусство, искусственный, искусник, искусный.

Ответ:

Он человек искусства. Я не люблю искусственные цветы. Этот фокусник ? настоящий искусник. Я помогу тебе, у меня на примете есть один искусный портной.

70. Опираясь на таблицу упр.66 и примеры упр.67 и 68, расскажите о видах орфограмм согласных в корне.

Ответ:

Виды орфограмм согласных в корне
1. Глухие и звонкие согласные (в конце слов и перед другими согласными):
проверяемые произношением: плот ? плоты, поздний ? опоздать;
не проверяемые произношением: зигзаг, космонавт.
2. Непроизносимые согласные (т, д, в, л) в сочетаниях стн, здн и др.:
проверяемые произношением: участник ? участие, страстное ? страсть;
не проверяемые произношением: сверстник, лестница.
3. Удвоенные согласные, не проверяемые произношением: аллея, колонна.

71. Определите, от чего зависит выбор буквы в данных словах. Составьте и запишите с ними словосочетания
Сп и/е шу, об е/и жать, выж а/и ть, разв и/е ваться, разр я/е дить, отв о/а рить, пос и/е деть, ч и/а стота, ув и/я дать, с и/е деть.

Ответ:

Выбор буквы зависит от лексического значения слова.

Спишу? упражнение (запи?ска) ? спешу? на встречу (спе?шка).
Обежа?ть площадку (бе?г) ? обижа?ть одноклассников (оби?да).
Вы?жать лимон (жа?ть) ? вы?жить в катастрофе (жи?ть).
Развива?ться умственно (разви?тие) ? развева?ться на ветру (ве?ять ).
Разряди?ть обстановку (разря?дка) ? разреди?ть заросли (ре?дкий).
Отвори?ть дверь (затво?р) ? отвари?ть картошку (отва?р).
Посиде?ть на стуле (си?дя) ? поседе?ть от страха (се?д).
Чистота? в доме (чи?стый ) ? частота? колебаний (ча?стый).
Увида?ть друга (уви?деть) ? увяда?ть под солнцем (вя?нуть).
Сиде?ть на диване (си?дя) ? седе?ть от старости (се?д).

72. 1. Списывая, подчёркивайте названные выше сочетания букв; на месте точек вставляйте подходящие по смыслу слова.
Дремучая чаща, чуткий товарищ, ночная ..., живительный родник, живописная местность, жизнерадостный ..., жирная щука, чарующие звуки, ... ширь, ... жираф, щадить ..., чувствовать ..., щуплый парнишка, чайный ..., ... частушка, чахлое ..., щупальца осьминога, шикарный наряд, ... шинель, ... житель, чумазый ..., ... чудовище, очаровательная ..., щавелевый ..., ... щавель, ... чудо, чудесный ... .
   2. С помощью толкового словаря определите значение слов чуткий, живительный, чарующий, щуплый, шикарный, чудесный. Спишите толкование этих слов.

Ответ:

1) Дремучая чаща , чуткий товарищ, ночная птица, живительный родник, живописная местность, жизнерадостный человек, жирная щука, чарующие звуки, необычайная ширь, пятнистый жираф, щадить чувства, чувствовать запах, щуплый парнишка, чайный сервиз, весёлая частушка, чахлое существо, щупальца осьминога, шикарный наряд, офицерская шинель, местный житель, чумазый ребёнок, сказочное чудовище, очаровательная девушка, щавелевый суп, кислый щавель, необыкновенное чудо, чудесный день.

2) 
Чуткий ? быстро и легко воспринимающий что?нибудь органами чувств;
Живительный ? укрепляющий силы, оживляющий.
Чарующий ? пленительный, обаятельный, привлекательный.
Щуплый ? слабосильный, худой, невзрачный.
Шикарный ? роскошный по внешности, убранству.
Чудесный ? являющийся чудом, совершенно небывалый, необычайный; чудный, очень хороший.