УЧИМСЯ ДЕЛАТЬ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

Ответы к упражнению в учебнике 9, с. 33 — 34

Читаем два параграфа из учебника «Окружающий мир», часть 1: «Зона лесов России. Растения зоны лесов» и «Животные зоны лесов». Затем они проверят, соответствует ли план, который составили Маша и Миша, содержанию этих параграфов, и расширят каждый пункт плана так, чтобы он превратился в тезис. Это задание потребует от школьников внимательного перечитывания параграфов, умения выбрать и коротко сформулировать главное. В?качестве образца дети могут использовать тезисы, которые составил Костя Погодин к первому пункту плана.

Тезисы ко второму и к третьему пунктам плана могут выглядеть примерно так:

2. Основные деревья тайги, смешанного леса и широколиственного леса.

Где расположена тайга и какие деревья для нее характерны. С чем связана выносливость хвойных растений. Другие растения тайги. Что такое смешанный лес и в каких районах он находится. Мелколиственные и широколиственные деревья. Где расположены широколиственные леса. Какие деревья в них преобладают. Многоярусность широколиственного леса: кустарники, травянистые растения и мхи.

3. Животные зоны лесов.

Животные тайги и их умения приспособиться к жизни в суровых условиях. Богатство животного мира смешанных и широколиственных лесов: звери; птицы; животные, обитающие в лесной подстилке и в почве. Необходимость природоохранительных мер для сохранения животного мира наших лесов.

Затем детям предлагается сделать научное сообщение, опираясь на эти тезисы, и рассказать его своим соседям по парте. Эта работа проводится в парах.

В заключение можно оценить в классе сообщения друг друга, исходя из правил вежливости. Это могут сделать несколько учеников по очереди перед всем классом.