ЗНАКОМИМСЯ С ТЕКСТОМ-РАССУЖДЕНИЕМ

Ответы к упражнению в учебнике 1, с. 6 — 11

1. Прочитай отрывок из текста.

                    ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОД КРОВАТЬЮ

Мишка позвонил по телефону и позвал меня к себе. Там было светло и тепло, и собралось много народу.
И мы стали играть в прятки. И это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким — Костику или Аленке, а сами всё время прятались и вообще водили малышей за нос. Но все наши игры проходили только в Мишкиной комнате. Комната была маленькая, тесная и мы всё время прятались за портьеру, или за шкаф, или за сундук, и в конце концов мы стали потихоньку выплёскиваться из Мишкиной комнаты и заполнили своей игрой большущий длинный коридор квартиры.
В коридоре было интереснее играть, потому что возле каждой двери стояли вешалки, а на них висели пальто и шубы.
Когда водить выпало Костику, он отвернулся к стене и стал громко считать: раз, два… Мишка сейчас же залез на подоконник, Алёнка – за шкаф. Андрюшка, не долго думая, полез под шубу. А я увидел раскрытую дверь и вскочил в неё.
Это была какая-то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать. Там был приятный полумрак и лежало довольно много вещей, и я стал сейчас же их рассматривать. Под этой кроватью было очень много туфель разных фасонов, но все довольно старые, а ещё стоял плоский деревянный чемодан, а на чемодане стояло алюминиевое корыто вверх тормашками, и я устроился очень удобно: голову на корыто, чемодан под поясницей – очень ловко и уютно.
Я хотел поглядеть на дверь, чтобы видеть, как Костик войдёт и как он будет меня искать. Но в это время в комнату вошёл никакой не Костик, а вошла Ефросинья Петровна. Она очень спокойно подошла к двери и ни с того ни с сего плотно захлопнула её. А потом, гляжу, повернула ключик – и готово! Заперлась. Ото всех заперлась! Вместе со мной и корытом. Заперлась на два оборота и погасила свет. И я услышал, как завыли пружины над моей головой, а кругом кромешная тьма, и Ефросинья Петровна лежит в своей постели и не знает, что я тоже здесь, под кроватью. Я понял, что попал в скверную историю, что теперь я в заточении, в ловушке.
Сколько я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в милицию. А милиция придёт с собакой-ищейкой. По кличке Мухтар. А если в нашей милиции никаких собак нету? И если милиция меня не найдёт? А если Ефросинья Петровна проспит до самого утра, а утром пойдёт в свой любимый сквер сидеть целый день и снова запрёт меня, уходя? Тогда как? Ведь это самый настоящий кошмар! У меня сердце замерло от испуга. Сколько же я буду тут лежать?

(По В. Драгунскому)

Тебе знакомы другие произведения этого автора?
Ты узнаёшь героев этого рассказа? Как ты думаешь, от чьего имени рассказана эта история?
Почему Дениске очень нравилась игра в прятки? Зачитай ту часть текста, в которой об этом говорится.
Что сначала думал Дениска о своём положении под кроватью? Какие преимущества он в нём видел? Подтверди свой ответ строчками из текста.
Как Дениска оценивает своё положение чуть позже? ПРОЦИТИРУЙ нужное место из текста.
Какие высказывания Дениски вызывают у тебя смех? Приведи ЦИТАТУ из текста.
Найди в тексте повествование. Вспомни, какова цель текста-повествования. Слова какой части речи помогают осуществить эту цель? Выпиши из текста слова в тетрадь.

Повествование (в начале отрывка и в его предпоследнем абзаце): «Мишка позвонил по телефону и позвал меня к себе. Там было светло и тепло, и собралось много народу. И мы стали играть в прятки. И это было прекрасно, потому что мы с Мишкой всё время подстраивали так, чтобы водить выпадало маленьким — Костику или Аленке, а сами всё время прятались и вообще водили малышей за нос. Но все наши игры проходили только в Мишкиной комнате. Комната была маленькая, тесная и мы всё время прятались за портьеру, или за шкаф, или за сундук, и в конце концов мы стали потихоньку выплёскиваться из Мишкиной комнаты и заполнили своей игрой большущий длинный коридор квартиры.»

«Я хотел поглядеть на дверь, чтобы видеть, как Костик войдёт и как он будет меня искать. Но в это время в комнату вошёл никакой не Костик, а вошла Ефросинья Петровна. Она очень спокойно подошла к двери и ни с того ни с сего плотно захлопнула её. А потом, гляжу, повернула ключик – и готово! Заперлась. Ото всех заперлась! Вместе со мной и корытом. Заперлась на два оборота и погасила свет. И я услышал, как завыли пружины над моей головой, а кругом кромешная тьма, и Ефросинья Петровна лежит в своей постели и не знает, что я тоже здесь, под кроватью. Я понял, что попал в скверную историю, что теперь я в заточении, в ловушке.»

Теперь найди в тексте описание. В какой части текста оно находится? Какова цель этого описания? Какие слова помогают нам лучше представить то, что описывает автор? Выпиши эти слова.

Описание (пятый абзац): «Это была какая-то комната, и в ней на самом видном месте, у стены, стояла кровать, высокая и широкая, так что я моментально нырнул под эту кровать. Там был приятный полумрак и лежало довольно много вещей, и я стал сейчас же их рассматривать. Под этой кроватью было очень много туфель разных фасонов, но все довольно старые, а ещё стоял плоский деревянный чемодан, а на чемодане стояло алюминиевое корыто вверх тормашками, и я устроился очень удобно: голову на корыто, чемодан под поясницей – очень ловко и уютно.»

Ты, наверное, ещё не знаешь, что такое рассуждение? Прочитай последнюю часть текста. Какие вопросы задаёт себе Дениска, лёжа под кроватью?

«Сколько я буду тут лежать? Счастье, если час или два! А если до утра? А как утром вылезать? А если я не приду домой, папа и мама обязательно сообщат в милицию. А милиция придёт с собакой-ищейкой. По кличке Мухтар. А если в нашей милиции никаких собак нету? И если милиция меня не найдёт? А если Ефросинья Петровна проспит до самого утра, а утром пойдёт в свой любимый сквер сидеть целый день и снова запрёт меня, уходя? Тогда как? Ведь это самый настоящий кошмар! У меня сердце замерло от испуга. Сколько же я буду тут лежать?»

Какой вопрос больше всего волнует Дениску? Подтверди, обращаясь к тексту, что это для него главный вопрос. Какие предложения строит Дениска, пытаясь ответить на этот вопрос? Теперь ты догадываешься, что такое рассуждение?

«Сколько я буду тут лежать?»

Ещё раз прочитай последнюю часть отрывка. Ты сможешь доказать, что это рассуждение?

Выяснив, что РАССУЖДЕНИЕ – это стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос и что в РАССУЖДЕНИИ всегда виден ход мысли человека, можно доказать, что последний абзац отрывка представляет собой именно РАССУЖДЕНИЕ Дениски.