РАБОТА С КАРТИНОЙ

Ответы к упражнению в учебнике 11, с. 40 — 41

Школьники найдут в «Музейном Доме» («Литературное чтение», 4 класс, часть 1) картину Исаака Левитана «Тихая обитель». Они прочитают, что эта картина находится в Государственной Третьяковской галерее.

Дети узнают, что на картине изображен монастырь. Примерные ответы на предложенные вопросы могут быть такими.

Как ты думаешь, почему художник назвал картину «Тихая обитель»? Видно ли по этой работе, что природа Плёса произвела на художника сильное впечатление?

Пусть дети присмотрятся к репродукции и почувствуют тишину и покой, разлитые в пейзаже. Безветренная погода, спокойная гладь воды, в которой отражаются храмы монастыря и розовые предзакатные облака, – видно, что художник любуется этим местом волжской природы.

Что делает этот пейзаж необыкновенно красивым, праздничным?

Можно обратить внимание детей на то, как чередуются и повторяются контрастные по цвету изображения берега и неба; как отражаются в воде церкви и облака – это придает пейзажу равновесие и праздничную торжественность. Пейзаж выглядит сказочно нарядным благодаря его красочной насыщенности: золотистые, голубые, розовые и сиреневые краски неба; зеленовато-багряный лес, белозолотые храмы...

А что – близким и обжитым? Что в нем напоминает о присутствии людей? Какие детали картины подтверждают, что в этом сказочно прекрасном месте живут обыкновенные люди?

Школьники обратят внимание на деревянные мостки, переброшенные с одного берега на другой. Можно предложить детям мысленно пройти по этим мосткам, держась за деревянные, отполированные руками людей перила, ощущая легкое покачивание мостика и скрип досок под ногами. Пусть дети обратят внимание на то, что мостки старые, с заплатами (недалеко от ближнего к нам берега на месте выпавших досок перекинуты две горизонтальные дощечки). Ребята
могут мысленно попутешествовать по пейзажу: обнаружить тропинку, ведущую к мосткам, ступеньки и тропку на другой стороне реки, которые ведут к монастырю. Главное, чтобы школьники мысленно присвоили пространство картины, ощутили присутствие в нем людей.