ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ И РАССУЖДЕНИЕ

Ответы к упражнению в учебнике 10, с. 34 — 39

Познакомимся с текстом Василия Пескова «Плес» и вспомним, что уже читали произведение этого автора – «Речка моего детства» (упражнение 7).

Отвечая на вопрос «Каким увидел художник Исаак Левитан волжский городок Плес», школьники приведут цитату из текста:

«…взгляд живописца привлек маленький городок, убегавший от воды круто в гору, в зелень берез и елок. На бугре стояла бревенчатая церковка, кругом темнел отражавшийся в Волге лес».

Затем рассказываем, как говорит о своих впечатлениях от Плеса автор текста – Василий Песков.

Сначала он смотрит на городок и природу, окружающую его, снизу: «Овраги в Плесе громадные»; «Глиняные дорожки змейками убегают на кручи мимо таинственных, непролазно-зеленых оврагов»; «В пахучем царстве зарослей тут хочется заблудиться». А затем – постепенно поднимаясь на гору: «Дорожки выводят тебя на вершину откоса под полог громадных старых берез. Отсюда Волга – как на ладони».

Еще раз прочитав текст, выясняем, что самый эффектный вид на город открывается, если переправиться на лодке на левый берег:

«Через реку, как бы со стороны, городок виде весь целиком. Видна внизу слева бывшая рыбачья слобода, виден в ней домик, где жил Левитан. И в мелких подробностях видны уступы кружевной зелени леса, уступы домов, садов, паутина желтых дорожек, освещенные солнцем полянки и темные русла оврагов. Светел, зелен, радостен городок! А у ног его – зеркало Волги».

Далее видим, что автору Плес напоминает «большой многопалубный пароход, приставший тут и не желающий уплывать – так ему хорошо. Как мачты, белеют церквушки. Нижняя палуба – самая оживленная…». Строчки, которые передают уютную и спокойную атмосферу городка, такие: «Плотно друг к другу стоят дома. Почти что двухэтажные, низ – каменный, верх – деревянный. Заборы. Наличники. Двери с коваными запорами. В окнах – герань. У заборов – скамейки с обязательными старушками. Девятнадцатый век!»

Вопрос о том, что, по мнению автора, особенно ценно в облике Плеса, обратит внимание школьников на строчки:

«Сто лет почти минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на ее берегах. А Плес остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад».

Школьники без труда обнаружат, что кроме зрительных впечатлений автор описывает разные запахи, которые окружают его в городке. Это запахи лесных оврагов:

«…тут пахнет нагретыми лопухами, ежевикой, жасмином». А также запахи садов, огородов: «В огородах возле домов пахнет укропом, нагретой ботвой помидоров. Пахнет яблоками, колотыми дровами, вяленой рыбой, дымком».

В завершение работы с текстом дети выяснят, что первая часть текста (рассказ о художнике Левитане) представляет собой повествование. Далее автор рассуждает о том, почему городок Плес сейчас выглядит почти так же, как и 100 лет назад: «Сто лет почти минуло с той поры, когда по жёлтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на ее берегах. А Плес остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад». Затем в тексте идет подробное описание городка, в котором автор использует яркое сравнение Плеса с большим многопалубным пароходом, стоящим на пристани.

Важно, чтобы школьники каждый раз доказывали свое мнение, объясняя, почему та или иная часть текста представляет собой повествование, описание или рассуждение.