Упражнение 26, с. 70 — 71

Школьники рассмотрят фотографию с изображением древних украшений и выяснят значение слова «эмаль» в Толковом словаре. После этого они прочитают описание украшения (подпись под фотографией) и расшифруют каждую его строчку (используя вопросы 1, 2, 3, 4 к предыдущей фотографии).

Дети выяснят, что это украшение тоже называется «колты», что сделаны они в 12 в. из золота и найдены в Чернигове.

Далее нужно помочь четвероклассникам увидеть, где расположена на этих колтах эмаль (в центре); отметить, что она сохранилась только на одном (правом) колте. Изображение нанесено темно-синей и зеленой эмалью и напоминает стилизованное дерево. Можно напомнить детям об особом значении священных деревьев в древности. Пусть они вспомнят, что такое Мировое дерево (этот материал знаком им из курса литературы).

Колты украшены речным жемчугом вокруг центральной круглой пластинки. Жемчуг сохранился частично и только на одном (левом) колте.

Подскажите детям, что если киевский колт напоминает по форме звезду и изготовлен из серебра, то черниговские колты напоминают по форме солнечный диск с лучиками и сделаны из золота.

Письменное описание черниговских колтов дети должны выполнить дома.