РАССУЖДАЕМ О НАШЕМ ПРОШЛОМ
Ответы к упражнению в учебнике 23, с. 63 — 67
Читаем текст Василия Пескова «Старая Рязань». Внимательно прочитав текст, школьники смогут отметить, что старушка тетя Шура живет в удивительном месте, где сохранились следы старинных поселений и в земле постоянно обнаруживаются древние предметы быта, интересующие археологов. Дети скажут, что сначала тетя Шура не доверяла археологам («Лет тридцать назад тетя Шура не сомневалась, что приезжие люди только для виду интересуются черепками, на самом же деле ищут тут золото»). А затем и сама научилась различать находки и поняла их ценность («Но каждый год, слушая разговоры и споры под своей крышей и будучи от природы человеком любознательным, она стала вполне разбираться в находках. Отдавая тряпицу, она теперь говорит: “Тринадцатый век… А это из позднего кое-что…”»).
Школьники еще раз внимательно просмотрят текст и найдут слова о главном археологе Владиславе Петровиче. Он человек, «всегда жаждущий видеть сокровища из земли», он нетерпелив, как ребенок («…прямо после приветствия тете Шуре сказал: «Ну скорее хвались…»), и готов рассматривать драгоценные находки в любых условиях: «Электричество в этот вечер Старой Рязани почему-то не дали.
Находки учёный разбирал при свете тонкой церковной свечки…». То, что главный археолог очень хороший специалист, видно из того, как он быстро даже при слабом свете свечи определяет возраст и происхождение находок: «Это бусина из Хорезма… Это пряслице* здешнее… Осколок браслета – тоже местной рязанской работы. Все – тринадцатый век…»
Ребята определят, что автор рассуждает в последнем абзаце текста. Они должны выяснить и доказать, что автор отвечает на вопрос: «В чем главная ценность археологических находок, сделанных в Старой Рязани?» Автор рассуждает не о том, КАК археологи находят старые вещи («Черепки древней посуды, изделия из стекла, из железа, из меди, (из золота и серебра тоже)…»), а говорит о том, КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ имеют эти находки для понимания того, как жили наши предки. Вывод, который делает автор и который должны процитировать учащиеся, доказывая свою точку зрения, таков: «…главное состоит в том, что эти находки помогают восстановить облик древнего города, понять его жизнь – его связи с миром, его место в старой Руси».