РАБОТА С КАРТИНОЙ

Ответы к упражнению в учебнике 35, с. 88 — 90

 Школьники найдут в «Музейном Доме» («Литературное чтение», часть 1) картину Николая Богданова-Бельского «Дети». Учащиеся выяснят, что эта картина находится в Самарском областном художественном музее. Они узнают, что на картине изображены деревенские мальчишки, которые пришли в господский дачный дом, возможно, для того, чтобы продать собранные ими ягоды.

Примерные ответы на предложенные вопросы могут быть такими.

Есть ли сходство в том, как они одеты? В каких позах сидят?

Дети одеты очень скромно, можно сказать, бедно: на них короткие штаны и рубахи с закатанными рукавами, они босые, на одном из мальчиков шляпа от солнца.

Они чувствуют себя свободно или несколько скованно? Вспомни, в какой позе сидел в вагоне поезда герой рассказа Леонида Андреева Петька, когда ехал с дачи. Найди это место. Видишь ли ты в состоянии Петьки и мальчиков с картины Богданова-Бельского что- то общее?

Мальчики, изображенные на картине, сидят скромно на краешке скамьи, сложив руки на коленях и скрестив ноги. В их позах видна скованность и застенчивость, им явно неуютно. Школьники найдут и зачитают то место в рассказе Леонида Андреева, где говорится, как Петька ехал с дачи: «Петька не вертелся и почти не смотрел в окно, а сидел такой тихонький и скромный, и ручонки его были благонравны сложены на коленях. Глаза были сонливы и апатичны, тонкие морщинки, как у старого человека, ютились около глаз и под носом».

Какой из мальчиков кажется тебе старше, взрослее? Почему?

А что ты можешь сказать о его товарище?

Мальчик в темной рубашке и шляпе кажется взрослее. У него серьезное лицо, напряженный, немного усталый взгляд. Светловолосый мальчик выглядит более наивно, в его лице видна какая-то детская растерянность.

Что выражают лица мальчиков: любопытство, стеснительность, деловитость, ожидание, недоверие, что-то другое?

Можно ли сказать, что мальчиков объединяют общие заботы, похожее настроение?

В целом лица обоих мальчиков выражают стеснительность и ожидание. Можно предположить, что они ждут, пока с ними расплатятся за принесенные ягоды. Видно, что дети чувствуют себя неуютно, сидя в беседке в господском саду. Оба мальчика смотрят как-то недоверчиво и напряженно.

Какое настроение придает пейзаж этой картине? За счет чего создается ощущение особой летней праздничности? Можно ли сказать, что в картине есть контраст между изображением детей и пейзажем?

Художник изобразил мальчиков в солнечный летний день. Возможно, это начало лета, когда зелень деревьев еще свежая и нежная.

Беседку, в которой сидят мальчики, окружает свежая зеленая листва, освещенная солнцем. Солнечные блики падают на ограждение беседки и на скамью, играют на одежде и лицах мальчиков. Это ощущение особой летней свежести и праздничности, которое придает картине пейзаж, вступает в противоречие с серьезными напряженными лицами мальчиков. Отсюда возникает ощущение контраста, на котором строится картина.

Внимательно рассмотрев и обсудив картину, четвероклассники смогут письменно составить описание мальчиков, опираясь на дополнительные (коротко повторяющие те, на которые они отвечали) вопросы учебника.

Затем школьники устно рассуждают о том, как жили их сверстники в прошлом. Для этого они отвечают на ряд вопросов. Главное, чтобы школьники не забывали обосновывать каждый свой ответ. В ходе рассуждений учащиеся будут сравнивать свою жизнь с жизнью своих сверстников в прошлом. Они отметят, что семьи мальчиков скорее всего живут тяжело, что ребята помогают своим родителям зарабатывать на хлеб, и придут к выводу, что художник изобразил детей, которые очень рано становятся взрослыми.