ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С ТЕКСТОМ-РАССУЖДЕНИЕМ

Ответы к упражнению в учебнике 34, с. 82 — 87

Прочитав текст Василия Пескова «Сестры», дети должны ответить на первый вопрос так: журналисты ожидали увидеть рядом со стадом взрослого человека, пастуха, а увидели двух девочек. Из разговора с девочками автор узнал, что «девочки были сестрами. Старшей исполнилось десять, младшей – “шестой миновал”. Отец у девчушек пастух. Сестры носят ему обед. И старшая Таня с шести лет уже научилась ездить на лошади. И не просто ездит, а помогает отцу пасти стадо – две с половиной сотни коров.

По ее рассказу было понятно: делает она это с удовольствием, даже с радостью…». И что «сегодня день – особо ответственный. Отец заболел, и стадо пасет соседка Елизавета Григорьевна Чагина. Но она не садится на лошадь. Она только смотрит за стадом, а пасут его Таня и Галя Гавриловы». Дети могут процитировать и еще один кусочек текста: «Мы поговорили еще о школьных отметках, о передачах по телевидению, о деревеньке девчушек, которая называлась Кривая Часовня и которую называют теперь Заря».

Внимательно просмотрев текст, школьники выяснят, что стадо было большое – «две с половиной сотни коров». Проследят по тексту, как девочки управляются с коровами: они переводят коров через реку, подгоняя хромую телку. Пусть дети обратят внимание на слова старшей девочки и на то, как ее слушаются коровы:
– Ну пошли, пошли… Пошли, кому я сказала!

Коровы нехотя, но послушно вылезли из воды и гуськом потянулись на горку». Дети должны отметить, что старшая девочка, даже разговаривая с приезжими, не забывает следить за стадом («… сказала Таня, мимоходом кивнув сестренке на двух коров, соблазнившихся выйти к овсам. – Сбегай-ка их огрей, да как следует…») и ухаживать за лошадью («Пока я возился с блокнотом, девчурка выдрала репьи из хвоста Мальчика, дала ему корочку хлеба, подтянула подпруги видавшего виды седла. Лошадь шевелила ушами, полная благодарности»).

То, что старшая девочка Таня уже многое знает и умеет, подтверждают строчки, в которых она рассказывает о лошади: «Мальчик, он умный. Он меня слушает даже лучше, чем папу». О своей встрече с лисой: «Один раз лисица вон там на пашне за речкой ловила мышей.

Я подъехала к ней ну вот так. И она не бежит. Папа сказал, что лисы и зайцы лошадей и коров не боятся…». И о том, какой адрес указать на письме: «Когда будете посылать фотокарточки, пишите хоть Заря, хоть Часовня – дойдет все равно». Таня сама, без посторонней помощи, может сесть в седло: «Она подвела Мальчика к луговой кочке, ловко подпрыгнула, подтянулась и вот уже помогает забраться в седло сестренке». Младшая девочка явно гордится и восхищается сестрой: «Младшая Галя с восхищением глядит на сестру…»

Два последних абзаца текста можно считать рассуждением. Как это часто бывает в текстах Василия Пескова, журналист сначала рассказывает о людях, с которыми познакомился, о событиях, свидетелем которых стал, а потом рассуждает о жизни и приходит к каким-то обобщениям и выводам. Эту закономерность школьники уже смогут подметить. Нужно обратить на нее их внимание.

Дети должны заметить, что, глядя на сестер, автор вспоминает произведение Некрасова «Крестьянские дети» («Вспомнился сразу некрасовский шестилетний мальчишка “в больших сапогах, в полу- шубке овчинном… а сам с ноготок”). В этом стихотворении поэт рассказывает о деревенском мальчике, который чувствует себя взрослым и ответственным за жизнь семьи. Так же по-взрослому ведут себя и сестры Таня и Галя Гавриловы.

В заключение учащиеся должны отметить, что Василий Песков приходит к следующему выводу: «Взрослых людей в деревенских детях всегда покоряет причастность их с раннего возраста ко всем делам и заботам, которыми заняты взрослые».