ПРОДОЛЖАЕМ ЗНАКОМИТЬСЯ С ТЕКСТОМ-РАССУЖДЕНИЕМ

Ответы к упражнению в учебнике 7, с. 27 — 31

Школьники прочитают текст В. Пескова «Речка моего детства». Они обнаружат, что уже в начале текста (во втором абзаце) выражена одна из его главных мыслей:

«Для меня эта речка была первой и едва ли не главной жизненной школой».

Можно также обратить внимание на то, что эта мысль получит свое развитие и завершение в конце текста:

«Купание летом, костры на берегах осенью, плавание в лодке по весеннему половодью… Только теперь понимаешь, сколько радости дает человеку великое чудо – река, пусть даже маленькая».

Затем учащиеся найдут и перескажут ту часть текста, которую можно назвать повествованием о занятиях ребят на реке (это третий, четвертый, пятый и шестой абзацы).

Дети в очередной раз (при помощи системы вопросов к тексту) найдут подтверждение того, что рассуждение – это всегда стремление человека найти ответ на волнующий его вопрос, то есть прийти в ходе своих размышлений к какому-то выводу. Они обнаружат, что в детстве Васю Пескова волновал вопрос: «Откуда, зачем и куда плывет задумчивая вода?» Прочитают, что сначала он думал, будто «река, делая бесконечные петли и повороты, считала нужным пройти как раз у села». И что постепенно мальчик пришел к выводу, что «не вода к людям, а люди тянулись к воде, вся жизнь ютилась возле воды».

Потом школьники процитируют примеры, которыми Василий Песков подтверждает этот вывод:

«Возле воды по лугам бродили коровы, к реке на ночь выгоняли пасти лошадей, к реке шли с ведрами за водой, к реке несли полоскать белье, у реки по вечерам деревенские девки собирались петь песни».