РАБОТА С КАРТИНОЙ
Сочинение-рассуждение на тему «О чём размышляет кот, сидя на окне?»

Ответы к упражнению в учебнике 19, с. 53 — 56

Школьники должны рассмотреть репродукцию картины Вилли Джеймса «Кот на окне» . Чтобы подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?», детям предлагается ответить на ряд вопросов. Вот примерные ответы на эти вопросы.

1. Насколько высокий дом, в котором находится окно?

Дети заметят, что из окна, на котором сидит кот, видны крыши соседних домов. Значит, дом, в котором находится это окно, довольно высокий.

2. Случайно ли кот оказался на окне, или он живет в этом доме?

Дети могут строить разные предположения: кот случайно зашел в подъезд погреться, или он вышел на лестничную клетку из своей квартиры и т. д.

3. Можно ли сказать, что этот зимний день солнечный и холодный?

О том, что день солнечный, можно судить по золотисто-желтым отсветам на стенах домов. Эти отблески солнечного света составляют контраст с холодными сине-голубыми оттенками неба, крыш и окон домов. На крышах, похоже, лежит снег, или они покрыты инеем.

4. Сидя на окне, может ли кот наблюдать жизнь за окном: видеть людей, других животных, проезжающие машины? Нравится ли ему сидеть на окне?

Что происходит внизу (под окнами дома), нам не видно. Но кот явно смотрит вниз и наблюдает за каким-то движением на улице. Дети могут пофантазировать о том, что же привлекло внимание кота: движение транспорта, или собака, с которой вышли на прогулку, или что-то другое. Несмотря на то что мы не видим мордочки кота, его силуэт очень выразителен. Во всей позе животного чувствуется внимание и заинтересованность. Коту явно нравится сидеть на окне и наблюдать за жизнью на улице.

5. О чём кот думает? О еде? О том, как хорошо дышать свежим воздухом? Или о том, что хорошо иметь крышу над головой? А может, о том, что у всех, кого он видит, своя жизнь?

6. Возможно, кот строит какие-нибудь планы: пойти погулять, вернуться в тёплую комнату? Или наведаться на кухню?

Школьники опять же могут дать волю своему воображению. Главное, чтобы они постарались вжиться в образ – рассуждать с точки зрения кота.

7. Давно ли кот сидит на окне, наблюдает и о чем-то думает?

Если дети когда-нибудь наблюдали за поведением кошек, они знают, что кот может сидеть на окне довольно долго. Можно еще раз обратить внимание школьников на позу кота: его хвост уютно огибает тело и лапки, шея чуть вытянута вперед. Кот явно чувствует себя уютно и с интересом созерцает мир вокруг.

Устно ответив на эти вопросы, четвероклассники выберут, на какие из них они будут отвечать в своем сочинении. Можно посоветовать школьникам выбрать три-четыре вопроса из семи предложенных и составить из них план своего сочинения. Дети запишут план в тетрадь, а затем напишут небольшое сочинение по этому плану.

Пример сочинения.

О чём размышляет кот, сидя на окне?

   На картине Вилли Джеймса «Кот на окне» я вижу раскрытое окно подъезда. За окном зимний день, падает снег, крыши соседних домов покрыты инеем.
   На подоконнике сидит чёрный кот. Он уселся поудобней. В такой позе он сидит давно и созерцает мир вокруг. Ему нравится сидеть на окне. Кот сверху видит машины, животных, людей. Сидя на подоконнике, он наблюдает за тем, как в городе кипит жизнь. Может быть, он мечтает о прогулке по снегу. Ему хочется подышать свежим воздухом, пробежаться по первому снежку. А может быть он думает, какая там на улице суета, все куда-то спешат. Они не могут себе позволить спокойно посидеть на окне и расслабиться. 
   И кот остаётся на окне. Там тепло и спокойно.